Трактат Безымянных (фрагмент). Обучение: линия или головоломка?
Безымянный сказал:
«Ты считаешь, что уму свойственна последовательность. Ты называешь это логичностью. Но где ты видишь такую последовательность и такую логичность в мире вокруг? Логичен ли дождь, градом капель низвергающийся с Неба? Логичны ли капли росы на траве, ковром укрывающей Землю? Логичны ли движения мысли Человека — поэта и художника, воплощающего себя в произведении искусства? Они не линейны, они не логичны, но гармоничны. Так и обучение: можно создать стройную систему, поражающую своей логикой, но пугающую своей линейностью. А можно создать гармоничную систему, в которой переход от элемента к элементу вроде бы и нелогичны, явно нелинейны, но в то же время формируют живой и текучий ум, не стагнирующий в тенетах условностей оторванной от жизни прямолинейности формулы. То, что хорошо для изучения математики, категорически не подходит для воспитания Творца – Человека, способного объять Небо и Землю, восприняв Тай-Цзы и то, что ему предшествовало. Так мы приходим к пониманию двухконтурного образования: творческого и специализированного».
Безымянный сказал:
«Ты стремишься облегчить жизнь ученикам и делаешь всё прозрачным. Но поступая так, ты убиваешь интерес. Где же здесь Тайна? Где же здесь Загадка? Где же здесь вызов? Всё не так! Напротив, если хочешь сокрыть – положи на виду. Напротив, если хочешь передать – намекни и сокрой. 64 гуа являют пример такой гармоничной системы формирования определённых качеств. В И-цзин намёк соседствует с тайной, тайна с подсказкой, подсказка с недомолвкой, недомолвка с толкованием, а толкование с опровержением. Да и может ли быть иначе с творением Неба и Земли записанным Человеком!?»
(с) Ярослав Дмитриев, 磨 強 撫 弱,
2018.05.21.