Трактат Безымянных (фрагмент). Гуа – точка, линия, плоскость и объём (1)
«Из ничего возникло Нечто,
Возникло – значит появилось,
Иль проявилось, иль явилось,
Иль стало быть. Но было чем?
Кто был тот Некто, кто окинул
Весь мир сей взором пониманья
И обозначил в мире Твердь,
Назвал он Нечто словом “нечто”,
А Точку – “точкой” он назвал?
За ней Прямую описал,
Соединил Прямые в Точках
И тотчас Плоскость он создал.
А после, вспучив Плоскость мыслью,
Он получил в уме Объём
И, приведя его в движение,
Он породил смещений сонм,
И десять тысяч состояний,
Звучаний, вкусов, осязаний,
Цветов, эмоций и вращений,
И всевозможных Изменений,
Описанных во сменах черт…
Но кто назвал “гуа” – “чертою“?
Черта – не более чем знак,
А знак – лишь образ Изменений,
Лишь отголосок Перемен,
Оставленный для нас взамен.
Тебе решать: взглянуть на Небо
И начертать свои “гуа“,
Иль “Чжоу-И” испить до дна».
(с) Ярослав Дмитриев, 磨 強 撫 弱, 2017.12.27
Безымянный сказал:
«Перемены — основа основ, стоящая на основах. Перемены действуют в Пространстве и, опираясь на Меру, порождают Время. Верхнее основание – Небо. Нижнее основание – Земля. Но по порядку гуа Небо произрастает из Земли. Как это может быть, если Земля следует воле Неба? Предизменение-Праизменчивость Тай-И 太易 Tài-yì соотносится с Предформой-Праформой Тай-Ши 太始 Tài-shǐ, Предформа-Праформа Тай-Ши 太始 Tài-shǐ соотносится с Предкачеством-Пракачеством Тай-Су 太素 Tài-sù, сочетание Предформы-Праформы Тай-Ши 太始 Tài-shǐ и Предкачества-Пракачества Тай-Су 太素 Tài-sù порождает Предвещество-Праначало Тай-Чу 太初 Tài-chū, а соединение всех Четырёх Великих Предшественников через Великий Предел Тай-Цзы 太极 Tài-jí порождает всё явленное Человеку на Небе и на Земле».
Безымянный сказал:
«Но через что Четыре Великих Предшественника осуществляют себя в Великом Пределе Тай-Цзы 太极 Tàijí? Через Импульс-Ци 氣 Qì, Форму-Син 形 Xíng и Качество-Чжи 质 Zhì. Через что же являет себя Великий Предел Тай-Цзы 太极 Tàijí в триаде Небо-Земля-Человек 天地人 Tiān-Dì-Rén (Три Начала Сань-цай 三才 Sān-cái)? Через первопричину Перемен – Инь-Ян 陰陽 Yīn-Yáng. Без сближения и отдаления, сравнения и противопоставления Перемены исчезают. Не дай ввести себя в заблуждение и ограничиваться парными сближениями-отдалениями, сравнениями-противопоставлениями».
Безымянный сказал:
«Инь-Ян 陰陽 Yīn-Yáng это и Двойка, дающая Одно возможное соотношение на шаг. Небо-Земля-Человек 天地人 Tiān-Dì-Rén это Тройка, дающая Два возможных соотношения на шаг. Четыре образа 四象 Sì Xiàng это уже Четвёрка, дающая Три возможных соотношения на шаг. Идя дальше, ты придёшь к Пяти Переходам У-Син 五行 Wǔ Xíng, и количество одновременных сближений-отдалений, сравнений-противопоставлений достигнет Четырёх возможных. Как ты видишь, рассуждающие об ограниченности Инь-Ян 陰陽 Yīn-Yáng в Двойке отказываются выйти за пределы чёрного и белого и заметить переходы зелёного в красный, красного в жёлтый, жёлтого в бело-серый, бело-серого в иссинячёрный. Где же здесь ограниченность Двойки? В человеческом уме».
(с) Ярослав Дмитриев, 磨 強 撫 弱, 2017.12.30