AltermedWiki:

Чжан Чжунцзин 张仲景 (Чжан Цзи 张机) (150—219 гг.) — выдающийся врач времени правления Восточной династии Хань (25—220 гг.). Родился на территории современной провинции Хэнань. С детства проявлял интерес к медицине. В молодости изучал медицину у своего земляка Чжан Боцзу (张伯祖). В годы царствования императора Лин-ди (168— 189 гг.) был удостоен государственного звания «преданный родителям и честный» (孝廉), что давало специальные привилегии и права на чиновничьи должности. Дослужился до должности правителя области Чанша.

Конец правления Восточной династии Хань (25—220 гг.) характеризуется многочисленными восстаниями и их жестоким подавлением, приведшим к гибели значительной части населения страны. Кроме того, повсюду свирепствовали эпидемии. За 10 лет (196—206 гг.) из более чем 200 родственников Чжан Чжунцзина от болезней умерло почти две трети, причем большая часть из них (семь из десяти) — от «болезни повреждения холодом». Чжан Чжунцзин понимал, что его род приходит в упадок. Это заставило его глубже исследовать древние медицинские книги, обобщить клинический опыт врачей древности. В результате появляется знаменитая книга «Шан хань цза бин лунь» (Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных болезнях [из-за внутренних нарушений]), в первоначальном варианте состоявшая из 16 томов; в этом труде разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины.[2] В ходе войн и смут, царивших в то время, книга была разрознена. Впоследствии Ван Шухэ (180—270 гг.) удалось собрать воедино и систематизировать записи Чжан Чжунцзина, из которых он составляет две книги: «Шан хань лунь» (Рассуждения о повреждении холодом) и «Цзинь куй яо люэ» (Краткий очерк из золотого ларца). Первая посвящена болезням от «повреждения холодом», вторая — различным болезням из-за внутренних нарушений.

В своей книге Чжан Чжунцзин предложил метод анализа и дифференциации синдромов шести пар каналов, а также принцип дифференциации синдромов по восьми принципам (Инь и Ян, наружный и внутренний, холод и жар, недостаток и избыток). Заложил основы методов определения принципов лечения на основе комплексной диагностики. Составил множество рецептов лекарственных препаратов, некоторые из которых применяются и в наши дни. В лечении он предлагал сочетать лекарственную терапию с иглоукалыванием и прижиганием, при синдроме жара применять иглоукалывание, а при синдроме холода — прижигание. Выступал за здоровый образ жизни.

Чжан Чжунцзин оказал огромное влияние на дальнейшее развитие китайской медицины. На протяжении многих веков его книги в Китае считаются одними из основных канонов при подготовке врачей (наряду с «Су вэнь» и «Лин шу»). Потомки называли Чжан Чжунцзина «совершенным врачом».

Bamboo11Библиография:

  1. Белоусов П.В. Теоретические основы китайской медицины — Алматы, 2004
  2. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей — М: «Balbe», 2003.

Bamboo11 Wikipedia-Ru:

Чжан Чжунцзин (150 — 219) — китайский врач и чиновник, живший в период династии Хань, автор нескольких трудов по медицине. Был известен как противник магического целительства.

Жизнеописание:

Родился в городе Неян провинции Наньцзюнь (ныне Наньян, Хэнань). С детства интересовался медициной. В 196 году стал правителем (тайшоу) местности Чанша. Когда в результате одной из эпидемий он потерял почти всю свою семью, Чжан Чжунцзин решил оставить государственную службу и полностью посвятить себя медицине, чтобы найти лекарства от как можно большего количества болезней. В 200 — 210 годах написал свой главный труд — «Суждения о лихорадочных поражениях холодом и разных [внутренних] болезнях».

Библиография:
  • Zhang Zhongjing. Treatise on Febrile Diseases Caused by Cold (Shanghan Lun) / Tr. by Luo Xiwen. Beijing, 1986.
  • Sivin N. Traditional Medicine in Contemporary China. Ann Arbor, 1987

Bamboo11

Wikipedia-Zh:

張仲景

维基百科,自由的百科全书

張仲景(150年-219年),名(《历代神仙通鉴》作),字仲景南阳郡涅阳县(今河南邓州市镇平县一带)人,东汉末年著名医学家。

目录

生平

張仲景在《後漢書》中無傳,其事蹟始見於《宋校傷寒論序》[1]據此,他為南陽人,師事張伯祖,曾經出任過長沙太守,因此被後世称为张长沙

但关于仲景任长沙太守之事是否属实,后世尚有争议,因為《名醫錄》為唐人著作,南北朝人的著作都未提及此事,考諸史書上也沒有相關的記載。清孫鼎宜認為,張機應為張羨[2]之誤,章太炎也持此說[3]

东汉末年,动乱频繁,疫病流行,人民病死者很多,张仲景的家族也不例外,“建安纪年以来,犹未十稔,其死亡者,三分有二,傷寒十居其七。”這引發了他發憤學習醫學的決心,“乃勤求古训,博采众方,撰用《素问》、《九卷》、《八十一难》、《阴阳大论》、《胎胪药录》,并《平脉辨证》,为《伤寒杂病论》合十六卷[4]。”

張仲景著《傷寒雜病論》是他一生最大的成就,但在此外,我們對他所知不多。在晉皇甫謐針灸甲乙經》序中,記載了張仲景為王粲看病的逸事:「仲景見侍中王仲宣時年二十餘,謂曰:君有病,四十當眉落,眉落半年而死,令服五石湯可免。仲嫌其言忤,受湯而勿服。居三日,見仲宣謂曰:服湯否?仲宣曰:已服。仲景曰:色候固非服湯之診,君何輕命也?仲宣猶不言。後二十年果眉落,後一百八十七日而死,終如其言。此二事雖扁鵲倉公無以加也。」雖然事近傳奇,但也可以顯示當時人對張仲景醫術的敬服。

成就

220px %e5%8d%97%e9%98%b3%e5%8c%bb%e5%9c%a3%e7%a5%a0

 
南阳医圣祠(2005年8月)

張仲景寫作的《傷寒雜病論》,是中醫史上第一部理、法、方、藥具備的經典,喻嘉言稱此書:「為眾方之宗、群方之祖」。元朝明朝以后被奉为“医圣”,甚至有廟供奉香火。仲景与谯郡华佗侯官董奉齐名,并称“建安三医”。

漢書藝文志》中,將漢之前的醫學典籍總結為為重視經絡針灸的醫經派,與重視本草湯液的經方派二者;這兩大傳統的發展,形構了漢之前的中醫體系。醫經派的主要代表著作,《黃帝內經》,傳統上認為,是傷寒論成書的主要依據,後世醫者也多援引內經以發明傷寒論微旨。如清朝《醫宗金鑑》〈傷寒論註序〉:「《傷寒論》,後漢張機所著,發明內經奧旨者也,並不引古經一語,皆出心裁,理無不該,法無不備,蓋古經皆有法無方,自此始有法有方,啟萬世之法程,誠醫門之聖書。」

但根據晉皇甫謐序《針灸甲乙經》:「仲景論廣伊尹《湯液》為數十卷,用之多驗。」以及近代從敦煌出土的梁陶宏景輔行訣臟腑用藥法要》記載:「漢晉以還,諸名醫輩,張機、衛汜 [汛]、華元化、吳普、皇甫玄晏、支法師、葛稚川、范將軍等,皆當代名賢,咸師式此《湯液經法》, 湣救疾苦,造福含靈,其間增減,雖各擅其異,或致新效,似亂舊經,而其旨趣,仍方圓之於規矩也。」「外感天行,经方之治有二旦、六神、大小等汤。昔南阳张 机,依此诸方,撰《伤寒论》一部 ,疗治明悉,后学咸尊奉之。」《湯液經法》一書,在漢書藝文志的分類中,屬於經方一派。這證明傳統上認為傷寒論「不引古經一語」的看法是錯誤的,傷寒論中 所使用的方劑,主要援引自已失傳的《湯液經法》,這也是張仲景著作的主要依據。

因此,張仲景可說是兩漢醫經、經方二派的集大成者,他使用的方劑很多是來自經方派;而六經辨證的手法,則是來自《黃帝內經》;此外,更加上他個人的心得與經驗。將傷寒與雜病共論, 湯液與針灸並用,打破了《素問熱論》中六經只辨傷寒的局限性,因此, 無論傷寒、 雜病和它們互相挾雜的複雜問題, 都能用六經辨證方法概括而無遺。稱仲景為醫中之聖,傷寒論為中醫之魂,實不為過。

張仲景的著作在中醫領域內影響深遠,遠自晉朝王叔和,唐朝孫思邈,下至金元四大家,清朝葉天士吳鞠通,無不是由鑽研仲景學之後,才能卓然成家。歷代註解傷寒論者,不下數十家,各有見解,這也推動了中醫思想的不斷進步。至明清時,傷寒論中的方劑,被尊為「經方」,影響遠至朝鮮、日本。

著作

220px shanghanlun

 
《伤寒论》

撰《伤寒杂病论》。该书面世不久即散失,经后人多次收集整理,成《伤寒论》、《金匮要略》二书,分论外感寒热与内科杂病。

聖祠]]。长春中医药大学附属医院内建有张仲景全身石像。河南中医学院校园内也有张仲景全身石像。

参看

注释

  1. ^ 《宋校傷寒論序》引唐代甘伯宗《名醫錄》,但《名醫錄》此書在宋代之後就已失傳。《名醫錄》:「南陽人,名機,仲景乃其字也。舉孝廉,官至長沙太守,始受術於同郡張伯祖。時人言,識用精微過其師。所著論,其言精而奧;其法簡而詳,非淺聞寡見者所能及。」
  2. ^ 《後漢書卷七十四下袁紹劉表列傳第六十四》:“三年,長沙太守張羨率零陵、桂陽三郡畔表,表遣兵攻圍,破羨,平之。”
  3. ^ 詳見郭象聲《張仲景姓名事迹考》一文
  4. ^ 《伤寒杂病论序》

影視作品

外部連結

相關條目

 
维基文库中相关的原始文献:

Bamboo11

Babyblog: 

Чжан Чжун Цзин, лечение холода, пельмени и праздник Дунчжи (冬至)

По рассказам по время Династии Хань, Чжан Чжун Цзин (врач китайской медицины, написал много трактатов и составил рецепты от различных болезней) отправился в ресторан.

Зимой было очень холодно и много бедняков замерзали на улице, у некоторых были сильно обморожены уши. Он распорядился приготовить для них пельмени, чтобы люди смогли согреться.

Так как. пельмени по форме напоминают уши (по-китайски эр), он назвал суп с пельменями – 祛寒嬌耳湯 (цю хань цзяо эр тан) – суп изгоняющий холод.

С тех пор приготовление пельменей стало традицией на праздник Дунчжи.

Bamboo11

Источники:

Bamboo11

Начало. 02. Основатели и учителя