Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки
- Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»
- Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа
- Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу
- Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот
- Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?
- Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью
- Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?
- Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг
- Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»
- Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга
[wptabs type=”accordion”]
[wptabtitle]Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»
Для западного мировоззрения необычно комплексно воспринимать орган как энергетическую структуру, функцию и физическое воплощение через клетки и ткани. У китайцев с этим проблем не возникает. Когда они говорят «Ци Почек», одновременно это может обозначать:
- «Ци Почек» = «Энергетический потенциал Почек»
- «Ци Почек» = «Система Почек и расположенных возле них органов как единая функция»
Поэтому, выражение «У этого человека нарушение Ци Почек» одновременно затрагивает как энергетический потенциал Почек (включая канал Почек), так и систему функционирования Почек, как внутреннего органа
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа.[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа
Прочитав в книге Джованни Мачоча «Основы китайской медицины», что Печень находится слева, а Лёгкие справа, я уж было усомнился в адекватности перевода. Однако выяснилось, что соотношение органов друг к другу не всегда следует привычной нам анатомии. Нередко орган или функция абстрагируются от тела и рассматриваются умозрительно, как часть некой схемы, системного оператора, ментального построения.
Так и с «левизной» Печени: стоит взглянуть на схему У-Син («Пять Фаз-Элементов»), как ситуация проясняется.
На самом деле, на данной схеме Печень находится слева вверху, Лёгкие справа внизу. И по кругу движение идёт от Печени слева-направо вверх, а от Лёгких – справа-налево вниз.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу.[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу
В китайской медицине огромное количество странного и непонятного. Так среди органов выделяется Селезёнка, у неё есть свой канал, подробно описаны свойства (цвет, вкус, звук …), взаимодействие между Селезёнкой и другими органами, а вот её соседка Поджелудочная железа полностью обделена вниманием.
В некоторых источниках описывается жировая ткань, окружающая селезёнку. Таким образом, китайские врачи видели поджелудочную железу, но не отдавали себе отчёта в том, что они видели.
С другой стороны, описывая функции Селезёнки, китайцы включали в них часть функций Поджелудочной железы: Селезёнка помогает Желудку переваривать пищу за счёт транспорта и трансформирования эссенции пищи, всасывания питательных компонентов и отделения полезных частей пищи от не полезных.
Таким образом, помимо привычной нам кроветворной функции, Селезенка (как система) активно участвует в продуцировании Ци: из переваренной пищи она извлекает Ци Пищи (Гу Ци), которая является основой для формирования Ци и Крови.
В итоге, китайцы не замечали Поджелудочную железу, но принимали во внимание многие её функции, отождествляя их с Селезёнкой.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот.[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот
Для меня долгое время Ян бы антиподом Инь, и Инь — «противником» Ян. Частенько можно слышать о китайском дуализме как основе их мышления. На поверку всё оказалось не совсем так, даже совсем не так.
Чтобы увидеть Инь и Ян глазами китайцев достаточно взглянуть на иероглифы. Сразу отмечу, что иероглифы развивались от древнекитайского написания до упрощённого варианта:
- Инь: 阴 = 陰 = [yīn] «тень», «теневой», «закрытый», «скрытый»
- Ян: 阳 = 陽 = [yáng] «солнце», «солнечный»
И традиционные, и упрощённые иероглифы Инь и Ян несут в себе одну основу — ключ-радикал «холм/гора» =阝(阜). А затем проявляются различия:
Традиционное написание:
- Инь в традиционном написании 陰 содержит ключ-радикал 阝«холм/гора», ключ-фонетик 今 «теперь» (подсказывает произношение) и ключ-радикал 云 «облако»
- Ян в традиционном написании 陽 содержит ключ-радикал阝«холм/гора», ключ-фонетик日«солнце», ключ-радикал 一 «горизонт» (旦 «рассвет») и ключ-радикал 勿«лучи» (изначальное значение 勿 [wù] «не», «не надо» в положительном отрицании)
В итоге получаем:
Упрощённое написание:
- Инь в упрощённом написании 阴 содержит ключ-радикал 阝«холм/гора» и ключ-радикал 月«луна»
- Ян в упрощённом написании 阳 содержит ключ-радикал 阝«холм/гора» и ключ-радикал 日«солнце»
В итоге получаем:
Возвращаясь к началу размышлений об Инь и Ян, процитирую Джованни Мачоча: «Инь не может быть определён самостоятельно, без противопоставления с Ян». Теперь, имея перед глазами визуализацию китайского мышления, мы видим, что это не дуализм в чистом виде (как противопоставление «чёрного» и «белого»), а ВСЕГДА проявления свойств одного целого: на рассвете восточная сторона холма освещается лучами солнца, а западная сторона погружена во тьму, на закате — наоборот. Инь-Ян скорее отражают не противопоставление, а движение и трансформацию свойств единого целого. Левое не может без правого, а правое без левого. И нет здесь никакой вражды.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?
Есть у нас такая привычка: все непонятные явления другой культуры или языка пытаться представить аналогичными явлениями своей культуры или конструкциями своего языка. Но как быть, когда в нашем цивилизационно-культурном контуре отсутствуют аналогичные понятия?
Например группа понятий «Ци», «Инь», «Ян». В каждый момент речи для китайцев эти иероглифы несут всю совокупность их свойств, эдакая многослойная полисемия. И тут перед нами встают непреодолимые сложности: представить многослойную полисемию (многозначность) в рамках одной фразы весьма сложно. Выход обычно находят в одновременном использовании китайских терминов с комментарием в скобках: что именно мы имеем в виду в данный момент.
Так часто можно слышать о «Недостатке Инь» или «Избытке Ян» (и наоборот) какого-то конкретного органа. О чём идёт речь? Сразу отметим, что здесь речь идёт НЕ о категории «Ци» как жизненной силе/энергии.
Возьмём для примера Печень. У Печени (как совокупности органа, сопряжённых с ним тканей, свойств и функций) есть две важные категории, знакомые нам по западной анатомии: трофика и функция.
Под «трофикой» понимается совокупность метаболических процессов, обеспечивающих функцию печени как внутреннего органа, благодаря своевременной доставке питательных веществ и выведению продуктов распада на тканевом уровне. Под «функцией» понимается непосредственное выполнение Печенью возложенных на неё организмом комплексных функций.
Ситуация №1: неполноценное питание и недополучение питательных веществ. Что произойдёт, если Печень недополучит необходимые вещества? Она не сможет полноценно функционировать.
Ситуация №2: чрезмерная нагрузка на Печень как следствие приёма алкоголя и вредных питательных веществ. Что произойдёт если функциональная нагрузка превышает запас функциональных возможностей Печени? Наступает истощение Печени.
А теперь ситуативно переведём понятия Инь и Ян на русский язык. назовём «Инь» = «трофика», а «Ян» = «функция».
Тогда фраза «недостаток Инь Печени» ∼ «недостаток трофики Печени». В свою очередь «избыток Ян Печени» ∼ «избыточная функциональная нагрузка Печени».
Отдельно отмечу, что данная трактовка не универсальна и отражает лишь один из вариантов интерпретации понятий «Инь» и «Ян».
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью
По мере изучения китайской медицины ум западного человека сталкивается с подчас парадоксальными связями, из которых следуют весьма неожиданные выводы.
Так существует связь Печени и связок, поскольку Печень отвечает за связки. По состоянию соединительной ткани в области связок можно понять состояние Печени. Например, состояние скованности и негибкости зачастую отражает проблемы Печени.
Отсюда можно сделать следующий вывод, особенно важный для спортсменов: необходимо тщательное внимание к состоянию Печени (питание, отсутствие алкоголя, передозировок медикаментов, приём восстанавливающих добавок и т. д.). Иначе, благодаря сверхнагрузкам на связки и сухожилия, мы будем дополнительно нагружать Печень: ей придётся справляться не только с интоксикацией в следствие неправильного образа жизни, но и компенсировать тренировочные перегрузки.
Я был очень удивлён, когда узнал, что интенсивная тренировка оказывает стрессовое влияние на печень сопоставимое в перееданием.
Где же выход? Всё генильное — просто: принцип «Нагрузил — расслабь». По моему личному опыту, когда соотношение «силовая тренировка :: растяжка/цигун» = 1 к 1 или 3 к 2, я чувствую себя превосходно. В минутном выражении это выглядит примерно так:
- разминка — 15-20 минут
- силовая тренировка — 60 минут
- комбинированная тренировка (ударно-бросковая) — 30 минут
- растяжка (цигун) — 30 минут
- массаж / здоровый сон
И печень здорова, и связки эластичны.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?
Как я уже отмечал ранее, древние китайцы не разделяли Селезёнку и Поджелудочную железу по функциям (поджелудочная железа описывалась как жир вокруг селезёнки). Для них Селезёнка и Поджелудочная железа представляли единый функциональный комплекс. Поэтому, говоря о влиянии тех или иных факторов на Селезёнку, довольно трудно отделить воздействие на Селезёнку от воздействия на Поджелудочную железу.
По представлениям китайцев Селезёнка связана с Намерением «И» 意 [yì] = «мысль; идея; желание; намерение; думать; предполагать». Джованни Мачоча трактует «И» как «Интеллект», но такой перевод возможен лишь как совокупное описание всех вышеперечисленных значений, поскольку для непосредственно Интеллекта у китайцев есть отдельный иероглиф «Ли» 理 [lǐ] = «разум, рассудок, интеллект; разумный, рациональный, логичный; разумно».
Так за что же отвечает Селезёнка в психической сфере? Имея дело с китайским мировоззрением и иероглифами, очень важно давать канву значений, из которых складывает неповторимая картина явления.
Исходя из семантики «И» 意 [yì], Селезёнка отвечает за:
- мышление,
- желания,
- намерения,
- умение предполагать,
- способность порождать идеи.
В свою очередь на Селезёнку негативно влияют (повреждают):
- чрезмерная задумчивость
- избыток намерений
- погружение в желания
- повышенная тревожность, проистекающая из различных источников
Кроме того следует помнить, что звук Селезёнки — пение. Причём певучий голос может быть признаком патологии Селезёнки. С другой стороны, пение можно использовать как гармонизатор Селезёнки:
- пение рассеивает внимание
- устраняет чрезмерную задумчивость
- через проговаривание (озвучивание) желаний напевом, человек имеет возможность услышать их и переосмыслить
- снижает уровень тревожности, благодаря сочетанию многих положительных факторов в процессе пения с точки зрения анатомии и физиологии (ритмичное дыхание, вибрация, насыщение крови кислородом)
Но, как и во всём, следует соблюдать меру: подумали. придумали, попели, отдохнули. И будет вашей Селезёнке счастье!
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг
Кто не мечтает об отдыхе? О заслуженном и не очень, о ежедневном — после работы, о недельном — на выходных, о ежегодном — где-то в милом сердцу месте. Но всегда ли отдых принесёт пользу и восстановление сил? оказывается, что нет.
Есть китайское выражение «Кровь — мать Ци, Ци — командующий Крови». Как это понимать? Из движения Крови (как системы) порождается жизненная сила Ци. В свою очередь жизненная сила Ци управляет движением Крови. Перефразировав получаем: «Ци слабеет без движения Крови, Кровь не движется со слабой Ци».
Представим себе ситуацию: вы устали на работе, пришли домой и упали на диван. Если вы проведёте в обнимку с телевизором вечер горизонтально, вы усугубите усталость и нарушение обменных процессов. Куда результативнее была бы лёгкая тренировка любого рода, в последующей прогулкой, душем, массажем и полноценным сном.
Почему так? рассмотрим отдых перед телевизором. У вас усталость, стресс, обменные процессы нарушены, масса спазмов в мышцах, застой Крови и жидкости. Вы ложитесь и замираете. Что в итоге? Застой только усиливается. Если есть застой, Кровь не движется, а Ци не восстанавливается (не накапливается). Единственное оправданное неподвижное положение — во время сна.
И другая ситуация: вы идёте в зал (уже движение жидкости через мышцы), дышите свежим воздухом (Лёгкие насыщают Ци), тренируетесь (сбрасываете психологический стресс, улучшаете кровообращение, снимаете зажимы), идёте домой (снова движение), принимаете ванну или душ (ещё плюс к психологическому комфорту), получаете массаж (устранение остатков спазмов) и спокойно засыпаете.
Ситуация с отпуском будет такая же: умеренное движение и активность принесут намного больше пользы и поспособствуют восстановления сил, чем пассивный отдых на пляжном лежбище.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»
Одной из наиболее значимых тем в китайском мировоззрении, имеющей непосредственный выход на на медицину и самосовершенствование, является взаимодействие трёх базовых квинтэссенций: цзин, ци и шэнь. Поскольку Цзин (精 jīng) считается основой человеческой жизни, с неё мы и начнём путешествие в миропонимание китайца.
Как мы уже делали с Инь и Ян, взглянем на иероглифическое выражение китайской мысли: иероглиф Цзин 精 jīng состоит из трёх ключей-радикалов:
- 米= mǐ = ми = рис; очищенное зерно;
- 生= shēng = шэн = рождаться; сырой;
- 月= yuè = юэ = луна; женская сила инь
Их сочетание даёт определённую свободу трактовки, одним из вариантов которой может быть:
- 米= mǐ = очищенное зерно
- 生= shēng = рождаться
- 月= yuè = женская сила инь
米+生+月= mǐ + shēng + yuè = «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»
Как мы видим, перевод с китайского в некоторых случаях противопоказан: правомерно дать широкое толкование термина и внести его в русский язык неизменно: Цзин 精 jīng это именно «Цзин», а не что-то иное. Так у иероглифа Цзин есть ряд основных значений:
- эссенция; экстракт;
- квинтэссенция, сущность; тайный (сокровенный) смысл;
- семя; сперма;
- дух, душа; энергия; эссенциальная субстанция; (духовные) силы;
- привидение; оборотень; призрак.
Для китайского мировоззрения они одновременно присутствуют в иероглифе как пространство вариантов толкования или многомерная картина, и, в зависимости от ситуации, ум китайца выбирает те значения, которые наибольшим образом соответствуют ситуации и контексту.
Среди мыслителей Китая нет единства в толковании Цзин:
- Согласно «Дао дэ цзин» — Цзин 精 jīng является всепроникающей сущность Вселенной.
- Согласно «Гуань-цзы» — Цзин 精 jīng является порождающим началом всех вещей, обеспечивающим и жизнь, и духовную активность.
- Согласно «Хуайнань-цзы» — Цзин 精 jīng присуще только человеку и занимает срединное положение между Шэнь и Ци.
Для нас наибольший интерес представляет антропология Цзин 精 jīng применительно к китайской медицине:
- Цзин 精 jīng — тончайшая субстанция человеческого тела, относящаяся ко всем органам тела, в узком смысле — относится к органам размножения;
- Цзин 精 jīng обеспечивает рост, развитие и размножение человека,
- Цзин 精 jīng поддерживает ци почек, вместе с жизненной ци защищает организм от проникновения патогенных факторов и воздействия патогенной ци.
Это лишь мала толика того, что приоткроет нам понимание Цзин 精 jīng. Но об этом мы поговорим в другой раз.
[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга[/wptabtitle]
[wptabcontent]
Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга
Каждый великий народ создаёт свою систему летоисчисления, своё представление о делении суток на временные отрезки, свой годовой круг и массу других числовых и не только понятий, описывающих реальность вокруг. Одной из таких систем для китайцев является деление на «10 небесных стволов» («Ши Тянь Гань» 十天干 shi tian gan) и «12 земных ветвей» («Шиа Дичжи» 十二地支shí’èr dìzhī ). 10 стволов соответствуют десятиричному циклу, в то время как 12 ветвей — двенадцатиричному циклу.
И те, и другие являются понятийными (системными) операторами в семействе наук классической китайской метафизики. Иными словами, не имея представления об их сущности, практически невозможно понять, о чём идёт речь, когда, например, говорят о «Небесном Круге Маю-Ю», как одном из чудесных меридианов (девятом чудесном сосуде). Но стоит взглянуть на китайское написание этого круга — 卯酉mǎoyǒu — как становится понятно, что он активен в 卯时 mǎoshí (время от 5:00 до 7:00) и в 酉时 yǒushí (время с 17:00 до 19:00 часов вечера).
Поэтому знание как «10 небесных стволов» («Ши Тянь Гань» 十天干 shi tian gan), так и «12 земных ветвей» («Шиа Дичжи» 十二地支shí’èr dìzhī ) является жизненно необходимым каждому, изучающему любую сферу китайского макрокосмоса.
«Шиа Дичжи» 十二地支 [shí’èrdìzhī] «12 земных ветвей» |
||||||
Иероглиф |
Пиньин |
Русский язык |
Время |
Порядок |
5 стихий (У-Син) |
Животное |
子 |
[zǐ] |
Цзы |
23:00 — 1:00 |
1-й |
水 Вода |
鼠 Мышь |
丑 |
[chǒu] |
Чоу |
1:00 — 3:00 |
2-й |
土 Земля |
牛 Корова |
寅 |
[yín] |
Инь |
3:00 — 5:00 |
3-й |
木 Дерево |
虎 Тигр |
卯 |
[mǎo] |
Мао |
5:00 — 7:00 |
4-й |
木 Дерево |
兔 Заяц |
辰 |
[chén] |
Чень |
7:00 — 9:00 |
5-й |
土 Земля |
龍 Дракон |
巳 |
[sì] |
Сы |
9:00 — 11:00 |
6-й |
火 Огонь |
蛇 Змея |
午 |
[wǔ] |
У |
11:00 — 13:00 |
7-й |
火 Огонь |
馬 Конь |
未 |
[wèi] |
Вэй |
13:00 — 15:00 |
8-й |
土 Земля |
羊 Овца |
申 |
[shēn] |
Шэнь |
15:00 — 17:00 |
9-й |
金 Металл |
猴 Обезьяна |
酉 |
[yǒu] |
Ю (Йоу) |
17:00 — 19:00 |
10-й |
金 Металл |
鷄 Петух |
戌 |
[qū; xū] |
Сю |
19:00 — 21:00 |
11-й |
土 Земля |
狗 Собака |
亥 |
[hài] |
Хай |
21:00 — 23:00 |
12-й |
水 Вода |
猪 Свинья |
[/wptabcontent]
[/wptabs]
Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки