Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки
Заметка №015. Цзин Почек: незаметная основа долголетия
Итак, мы получаем в итоге комплексное рассмотрение всех 3-х форм Цзин:
- Врожденная Цзин — СяньТянь Фа Цзин (先天乏精 xiāntiānfájīng)
- Приобретенная Цзин — Хоу Тянь Чжи Цзин (后天之精hòutiānzhījīng)
- Цзин почек — Шэнь Цзин (腎精 shènjīng)
Напомню, что Цзин почек — Шэнь Цзин (腎精 shènjīng) образована взаимодействием Врожденной Цзин — Сянь Тянь Фа Цзин (先天乏精 xiāntiānfájīng) с Приобретенной Цзин — Хоу Тянь Чжи Цзин (后天之精 hòutiānzhījīng).Таким образом, утверждается прямая зависимость потенциала развития человека от того, с чем он пришёл в этот мир (Врожденной Цзин), и от того, что он усваивает из этого мира (Приобретенной Цзин).
Если мы попытаемся проанализировать значение иероглифов, образующих «Шэнь Цзин», мы увидим нижеследующее:
腎(肾) [shèn] почка
+
精 [jīng] эссенция / семя/ дух
= «хранящееся в Почке и исходящее из неё»
Объединив значения иероглифов со значением ключей–радикалов, образующих сами иероглифы, мы получим следующий вариант трактовки:
腎精 (米+生+月) = shènjīng (mǐ+ shēng + yuè) =
«хранящееся в Почке и исходящее из неё,связанное с очищенным зерном, рождённым женской силой инь»
Функции и свойства Цзин Почек вытекают из совокупных свойств и функций Врождённой Цзин и Приобретённой Цзин. Итак, Цзин Почек:
- является биохимической субстанцией, относящейся и к Инь (вещественному), и к Ян (функциональному);
- выступает составной частью Инь-ци почек (биохимии);
выступает материальной основой Ян-ци почек (функции); - образована врожденной и приобретенной Цзин (Сянь Тянь Фа Цзин + Хоу Тянь Чжи Цзин);
- циркулирует по всему телу, преимущественно через систему 8 Чудесных Сосудов (Ци Цзин Ба Май) (奇經八脈qíjīngbāmài);
- отвечает за половое созревание и размножение человека;
- Цзин Почек (Шэнь Цзин) и Кровь (Сюэ) активно взаимодействуют: достаток Цзин Почек (Шэнь Цзин) значит достаток Крови (Сюэ)
- корень роста волос находится в Цзин Почек (Шэнь Цзин);
- корень питания волос находится в Крови (Сюэ);
- волосы = «излишек крови» и «цветы почек»;
- крепкие и блестящие волосы являются признаком достатка Цзин Почек;
- Цзин Почек (Шэнь Цзин) образует Мозг (Сюэ) 髓 suǐ) (костный, спинной и головной);
- костный мозг отвечает за состояние костей (наполнение, увлажнение и питание);
- крепкие кости и крепкие, белые и ровные зубы = достаток Цзин Почек;
- сохранение Цзин Почек (Шэнь Цзин) является основой многих практик системы даосской алхимии или пестования жизни «яншэн»;
- считается, что достижение долгой и активной жизни напрямую связано с количеством Цзин Почек (Шэнь Цзин) как совокупности врожденной и приобретенной Цзин (Сянь Тянь Фа Цзин + Хоу Тянь Чжи Цзин).
Подводя итог рассмотрению жизненной субстанции Цзин (精 jīng), можно сделать вывод, что древним китайцам, лишённым знаний молекулярной биологии и биохимии, удалось сформулировать и обосновать очень многие закономерности развития человека с момента зачатия до ухода в мир иной. В свою очередь, концепция «жизненных субстанций» Ци, Цзин, Шэнь и других приучает к бережному отношению к нашему «человеческому капиталу» и его благоразумное использование. В дальнейшем мы рассмотрим все жизненные субстанции в их связи между собой и активным долголетием человека.
Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки