Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки
Заметка №014. Великий Предок Хуан-ди: Император-Учёный
Знакомый каждому врачу китайской медицины трактат «Хуан-ди Нейцзин», восходит к легендарному Жёлтому Владыке. Что же известно об этой личности, овеянной легендами?
Хуан-ди 黃帝 Huángdì («жёлтый император») (правил ок. 2600 года до Р. Х.). При анализе написания его имени мы получаем:
- иероглиф 黄 хуан (huáng) «жёлтый» связан с цветовой символикой речных божеств и духов, живущих в Хуанхэ;
- иероглиф 帝 ди (dì) может означать не только «император», но и «дух» или «божество»;
Вклад: согласно представлениям китайцев, вклад Хуан-ди в китайскую цивилизацию был следующим:
- календарь,
- основы даосизма,
- разделение земли на наделы,
- иероглифическая письменность,
- лодка и весло,
- платье и туфли,
- ступка и пестик,
- повозка-колесница,
- топор, лук и стрелы.
Легенды:
- Согласно Сыма Цяню, Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое китайское государство в горах Куньлунь — далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ.
- Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы.
- Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов. Согласно легендам, имел 1200 жен и наложниц.
Атрибут: Хуан-ди имел волшебный лук, известный под названием «Ухао» «Тёмный плач (знак, прозвище)» (烏號wūhào).
Миф (отбытие на Небо): По случаю победы над великим мятежным божеством Чию Хуан-ди установил необыкновенный треножник у подножия горы Цзиншань и устроил по этому случаю большой пир. В назначенный час собрались все небесные божества и народы со всех концов света, духов и людей было видимо-невидимо, стоял невероятный шум и гомон.
В разгар пира неожиданно появился волшебный дракон, покрытый блестящим золотым панцирем и высунулся до половины из облаков. Хуан-ди понял, что это посланец из небесного дворца зовет его вернуться на небо, и вместе с сошедшими в мир людей божествами, которых было более семидесяти, стал подниматься в небесную высь.
«Книга вод» в комментариях, раздела «Хэшуй»: «Дракон опустил усы в треножник, Хуан-ди ухватился за них и сел на дракона. Поэтому стали называть это место Динху – Треножник с усами».
Правители мелких царств и простой народ, видя, что Хуан-ди оседлал дракона и поднялся ввысь, хотели последовать за ним, да не смогли вскочить на спину дракона, а только, толкаясь и давя друг друга, уцепились за драконьи усы. Усы не выдержали, оборвались и все, в отчаянии хватаясь друг за друга, упали на землю. И даже драгоценный лук Ухао, висевший на усах дракона, люди стащили вниз. Правители царств и простые люди, попадавшие на землю, горько причитали, обхватив руками драгоценный лук и драконов ус.
Примечание: некоторые исследователи видят в описании отбытия Хуан-ди на небо свидетельства контакта предков китайцев с некой высокоразвитой техногенной цивилизацией.
Миф: Согласно другой версии, Хуан-ди не улетел на драконе в остался на земле. Воскресение Хуан-ди считается прообразом достижения бессмертия в даосских практиках. Согласно «Лесяньчжуань» 列仙傳, Хуан-ди предсказал день своей смерти. В его гробе, позднее обнаруженном в разверзшейся горе, нашлись только меч и сандалии (по другим описаниям, шляпа и плащ).
Миф: Шаньхай цзин упоминает дочь Хуан-ди, которая является демоном засухи (Нюй Ба 女魃nǚbá).
Символизм: в Период Сражающихся царств, Хуан-ди был интегрирован в космологическую схему Пяти элементов как Жёлтый император, в которой жёлтый цвет представлен землёй (土 tǔ), фениксом (凤凰 fènghuáng) и центром (中 zhōng; zhòng).
Символ власти: со временем жёлтый цвет в Китае стал одним из императорских символов власти. Император облачался в одежды золотисто-жёлтого цвета, на которых часто вышивался золотыми нитями другой символ императора — китайский дракон-лун (упр. 龙,трад. 龍, lóng).
Но разговор о Жёлтом Императоре был бы не полным, если бы не упомянули его научный вклад — каноны, авторство которых традиционно приписывается Хуан-ди как собирательному образу мудрости Верховного Правителя. Но об этом — отдельная история.
Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки