Даосская китайская медицина.  10. Вопросы и заметки

bamboo11Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот

bamboo11

Для меня долгое время Ян бы антиподом Инь, и Инь — «противником» Ян. Частенько можно слышать о китайском дуализме как основе их мышления. На поверку всё оказалось не совсем так, даже совсем не так.

Чтобы увидеть Инь и Ян глазами китайцев достаточно взглянуть на иероглифы. Сразу отмечу, что иероглифы развивались от древнекитайского написания до упрощённого варианта:

yinyang_1

И традиционные, и упрощённые иероглифы Инь и Ян несут в себе одну основу — ключ-радикал «холм/гора» =阝(阜). А затем проявляются различия:

Традиционное написание:

yinyang_2_1

yinyang_3_1

yinyang_4

В итоге получаем:

yinyang_5

Упрощённое написание:

yinyang_6

yinyang_7

yinyang_8

В итоге получаем:

yinyang_9

Возвращаясь к началу размышлений об Инь и Ян, процитирую Джованни Мачоча: «Инь не может быть определён самостоятельно, без противопоставления с Ян». Теперь, имея перед глазами визуализацию китайского мышления, мы видим, что это не дуализм в чистом виде (как противопоставление «чёрного» и «белого»), а ВСЕГДА проявления свойств одного целого: на рассвете восточная сторона холма освещается лучами солнца, а западная сторона погружена во тьму, на закате — наоборот. Инь-Ян скорее отражают не противопоставление, а движение и трансформацию свойств единого целого. Левое не может без правого, а правое без левого. И нет здесь никакой вражды.

bamboo11

 Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки