Дао Книг. Дао Слов. Дао Текстов

Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность

Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность

Кастанеда Карлос. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность / Перев. с англ. — М. : ООО Книжное издательство «София», 2021. — 416 с.

Рецензия издательства

Карлос Кастанеда — один из самых знаменитых, культовых авторов второй половины XX века. Его первая книга — это еще не «настоящий» Кастанеда. Молодой антрополог пока не может принять магический мир своего учителя дона Хуана и пытается писать «научный обзор» происходящих вокруг него невероятных событий.

Антропологическое сообщество принимает «Учение дона Хуана», как научную работу. Карлос получает степень магистра и пытается сбежать навсегда от реальности индейских магов, оказавшейся опасной для привычной системы восприятия. Но Сила решает иначе: через два года он вернулся — и начался новый цикл обучения. «Отдельная реальность», как и первая книга, — это описание опыта, которого он еще не понимает.

Прислушайтесь к совету: для более точного восприятия учения Толтеков начните знакомство с ним с третьей книги — «Путешествие в Икстлан», и лишь потом вернитесь к первым двум, ибо было бы слишком грустно, с одной стороны, испугаться неточного описания Пути и отбросить его, с другой — не ознакомиться с теми важнейшими положениями Учения, которые попали именно в первые две книги.

И помните, что даже если вы станете читать 11 книг Кастанеды всего лишь как увлекательные магические истории, считая их чистой выдумкой, вы уже никогда не будете смотреть на мир прежними глазами.

Конспект и постраничные заметки по книге 1:
«Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»

9 — Реакция мастера на чушь.
10 — Брухо. Диаблеро.
12 — Диаблеро должен передать знания по роду.
13 — Начало ученичества в июне 1961 года на солнцестояние. 
14 — Структура заметок.
15 — Через 4 года обучения ещё начинающий. 
15 — Галлюциногенные растения (пейот — lophophora williamsii, дурман — datura inoxia или datura meteloides и гриб — psilocybe mexicana).
16 — Цель —  «power» (сила, могущество, энергия, власть).
16 — Предметы силы нужны для слабых брухо.
17 — Союзники и предметы силы.
19 — Знание это сила. — Нет, сила зависит от того, каким знанием ты обладаешь.
20 — Дон Хуан требует подробное изложение испытанного — аналог психокатарсиса.
20 — «Мои заметки о встречах с доном Хуаном начинаются с 23 июня 1961» — ещё раз подтверждение о начале на солнцестояние.
21 — Тяга к познанию не причина, чтобы брать в ученики.
21 — «Я курил тебя».
22 — Поиск своего «пятна».
23 — «В его мире, добавил он напоследок, ничто не даётся даром, а уж знание и подавно».
24 — Глазами можно чувствовать, если не смотреть в упор.
25 — Или сдаться и уехать, или разгадать загадку (поиска своего «пятна»).
26 — Нашёл «пятно» там, где заснул от усталости.
27 — Базовый «феншуй» — своё место «sitio» восстанавливает силы, место-враг изнуряет и приводит к болезни.
29 — Не обязательно что-то сделать, чтобы понравиться.
36 — Мастер не отвечает напрямую и не разжёвывает.
36 — Очень важно контролировать голову ведомого в трансовых состояниях.
37 — Сопровождение каждого движения человека в трансе и спонтанных движениях. Безопасность прежде всего.
38 — Со стороны не ясно, что испытывает человек в трансе (даже брухо и диаблеро не всё видят).
39 — Первый враг и шаг — СТРАХ, ТРЕВОГА, БЕСПОКОЙСТВО. Когда страшно, видишь всё по-новому.
40 — Escogido — избранный не вообще, а конкретно для чего-то.
40 — Человек знания.
40 — Ученик всегда готов сбежать.
41 — Обучение для идиота — сидеть и выслушивать оценки и высказывания.
41 — Первый враг воина — СТРАХ. Первый союзник воина — ЛЮБОПЫТСТВО, Любопытство побеждает страх.
41 — «Ты слишком занят собой. В этом вся беда».
42 — Путь к знанию — путь на войну.
42 — Проиграть битву, но выиграть войну.
42 — Союзники и защитники.
43 — Обучение через «показ» («Мескалито показывает как жить»).
44 — Обучение посредством разговоров — редкая глупость.
44 — Границы обучения определяются природой ученика.
45 — Ослепление через ВКУС СИЛЫ.
45 — Метод работы с растениями (у каждой части целого своё назначение).
46 — Имя временное и имя истинное.
48 — Растение для сбора растений — Паловерде (
Paloverde (Cercidium Torreyanum; дерево с корой зеленого цвета, покрытое колючками и практически лишённое листвы). Она же: Parkinsonia (Паркинсония) Флорида -Семейство: Caesalpinioideae /  Caesalpiniaceae Цезальпиниевых. Обиходное название: Синий Пало-Верде. Parkinsonia Флорида, Синий Пало-Верде (syn. Cercidium floridum), является одним из видов пало-Верде в Сонорской Пустыне на Юго-Западе США и Северо-Западной Мексике. Его имя означает "зеленый Полюс или палку" по-испански, из-за зеленых (практически безлистных) стволов и ветвей, которые осуществляют фотосинтез.
48 — Ученик постоянно тупит и переспрашивает.
50 — Мера своей руки.
51 — NB!!! Метод доктора Эдварда Баха — солнечный свет для извлечения веществ и у индейцев.
52 — Рабство в обмен на силу.
53 — Приручение растения через части и порции.
53 — «Попсовый шаманизм» по типу аяувайски: «— Если первую порцию может принимать кто угодно, то для чего же она используется? — В разбавленном виде она годится для всяких человеческих дел: для стариков, которые совсем обессилены, для молодых людей, которые ищут приключений, или, скажем, для женщин, которые хотят страсти».
54 — Второй враг воина — СИЛА.
55 — Индейцы выдохлись и не ищут силу. 
58 — Дымок предсказателей: наблюдение и видение.
58 — Третий враг воина — ВСЕЗНАНИЕ (ЯСНОСТЬ СОЗНАНИЯ).
61 — Сердишься, когда поступки важны: «Нет, я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую».
62 — Все ритуалы — трудные многоходовки.
66 — Ученик пытается перекладывать ответственность на мастера.
69 — Приучение ждать.
69 — «Человек знания — это тот, кто добросовестно и с верой переносит лишения и тяготы обучения. Тот, кто без спешки, но и без промедления отправился в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько это ему удастся, тайны знания и силы».
70 — Путь знания — это вызов врагам.
70 — Исход битвы предсказать невозможно.
70 — Человеком знания не становишься навсегда.
71 — Первый природный враг — СТРАХ.
72 — СТРАХ исчезает внезапно.
72 — ЯСНОСТЬ рассеивает СТРАХ и ослепляет. ЯСНОСТЬ становится вторым врагом.
72 — Тот, кто проиграл ЯСНОСТИ, становится не человеком знания, а воином или шутом.
73 — ЯСНОСТЬ побеждается через понимание иллюзорности всего вокруг.
73 — СИЛА — третий враг. Сила — бремя в судьбе.
74 — Человек побеждён, когда оставил попытки.
74 — СИЛА побеждается ПОНИМАНИЕМ (ЯСНОСТЬ и ПОНИМАНИЕ не одно и то же).
74 — УСТАЛОСТЬ — четвёртый враг.
79 — Ученик всегда готов к дурной инициативе.
80 — «Твой бенефактор учил тебя всему этому о Мескалито? — Нет. О нём меня никто не учил. Меня учил сам защитник».
81 — Смена времени: «Сумерки — трещина между мирами».
83 — Рёв в ушах (сравнить с колоколом в голове).
84 — Удары сердца в мире вокруг.
85 — Звук.
87 — Подробный рассказ ученика об образах.
88 — «У тебя нет мужества для намеренной встречи с ним. Я решил, что тебе лучше не знать. — Но я же мог умереть! — Мог».
89 — Спонтанное пение.
89 — Своё имя.
90 — Опасность для халявщиков: «Те, кому он приносит вред, не любят Мескалито и, однако, ищут его в надежде получить без особых трудов. Естественно, что для таких людей встреча всегда ужасна».
90 — «Что такое «правильная жизнь»? — Жизнь, прожитая в полном сознании и с полной ответственностью, хорошая, сильная жизнь».
91 — Второй шаг в изменении сознания через год (в данном случае при помощи трав).
92 — «Имеет ли твой путь сердце?»
95 — «Эмоции сводят с ума, если нет готовности учиться».
98 — «Если ты мой ученик, это не значит, что можешь вести себя как идиот».
101 — Подробный рассказ испытанного в трансе.
101 — «Рассеянность и беспечность — моё постоянное уязвимое место».
102 — Видение слушать, а не смотреть.
113 — Подготовка травяной смеси идёт по годичному циклу.
115 — Ученик всегда готов сбежать от учения.
116 — «У меня мелькнула отчаянная мысль — отказаться и удрать. <…> Я обречённо вспомнил, что выбор сделан давным-давно, и сейчас, стало быть, остаётся лишь одно — делать всё, что он прикажет».
119 — Ненависть к учителю: «Я видел, как ко мне подходил дон Хуан, и ненавидел его. Я хотел разодрать его в клочья. Я убил бы его, если бы мог пошевелиться»… песня «Оттого плачет детка».
121 — Проникать внутрь вещей (образы не важны).
121 — Защитник и союзник.
122 — Признают без объяснений.
122 — Практика без руководства = смерть.
123 — Сила уравновешивается стойкостью.
125 — 4 дня спонтанного пения.
127 — Пение.
128 — 3 года на понимание.
128 — Правильный вопрос: «Я сказал — я знаю, что в моей жизни и в моих поступках чего-то не хватает, но не могу обнаружить, чего же именно. Я смиренно просил его сказать мне, что в моей жизни не так, и ещё попросил назвать своё имя, чтобы я мог позвать его, когда буду в нём нуждаться».
128 — Родовая практика: отец.
130 — Пересказ ощущений.
131 — Конец словам — нет необходимости рассказывать после изменения сознания.
131 — «Люди легко обманываются. Они поют чужие песни, не зная, о чём поют».
133 — Вопросы не слова, вопросы задаются внутренне.
133 — Для нас существует один мир (но много реальностей).
135 — Различение мыслей — своих и чужих.
138 — Центр лба — для великих брухо.
138 — «Вот почему то, что с тобой было, для меня в самом деле поразительно. Ты делал всё совершенно вслепую, а мы обязаны соблюдать строжайшую последовательность, потому что только так приобретают силу. Иначе мы ничто». (американоид об особом пути у европеоидов)
139 — «Что значит бессмысленные вещи? — То, что мы видим сами по себе. Вещи, которые мы видим, когда лишены направления».
139 — «Трава дьявола (дурман) — как женщина, и, совершенно как женщина, она flatters (льстит, ласкает, опьяняет). Она ставит ловушки на каждом шагу».
140 — Главная ловушка — поверить, что путь — единственный.
140 — Силы оставить ложный путь.
140 — Путь без сердца безрадостен.
141 — Стремление к познанию — наша судьба.
141 — Искать смерти — значит ничего не искать. 
142 — Strength = обычная сила, power = магическая сила, власть.
143 — Анималистическая визуализация: «Единственный способ не заснуть — это стать птицей или сверчком, или ещё чем-нибудь в таком роде».
144 — Воплощение психотипа: «Я — ворона. Я учу тебя стать вороной. Когда ты этому научишься, то будешь оставаться в ясном сознании и получишь свободу передвигаться куда угодно; иначе ты всегда будешь приклеен к земле там, где свалился».

144 — Впервые услышал мастера: «Каким-то непонятным, но отчётливым образом я помнил всё, что в течение опыта говорил мне дон Хуан. Его слова были словно впечатаны в мою память; я слышал их с необычайной ясностью».
144 — Научился слышать мастера: «С этого момента я мог только смотреть и слушать. Я помню каждое слово, которое мне сказал дон Хуан. Все его указания я выполнял буквально. Они казались ясными, логичными и вполне осуществимыми».
152 — Жить сильной и бесстрастной жизнью.
153 — В живом есть внутренне движение. 
153 — Вороны и падаль.
154 — «Но кого интересуют вороны?»
155 — Смена роли пугает.
155 — Уход — этап обучения.
156 — Шаманская болезнь: на четвёртом году «У меня продолжались наплывы состояний необычной реальности, несмотря на маниакальные усилия от них отделаться или, по совету дона Хуана, хоть как-то их обуздать. Я чувствовал себя всё хуже, поскольку наплывы становились всё более длительными».
156 — «Потеря души» (сравнить с сибирским обрядом «возвращения души»). 
156 — «Форма для битвы» — ритуальные движения и действия.
157 — Направленный крик.
158 — Послушание: под страхом смерти не покидать своё место. 
163 — Мир диаблеро.
163 — Трещина между мирами.
164 — Дрожь и рвота — спутники перехода.
164 — Путешествие воли (низа живота).
164 — Плато (или эдераг).
164 — Убивает и учит: «Когда помощник согласится, он убивает человека на месте, и, когда тот мёртв, учит его».
165 — Обречённость диаблеро и брухо в странствиях за трещиной между мирами.
165 — Потеря души.
165 — Сохранить душу можно только одним способом — стоять на своём.
166 — Непреклонная устремлённость или страх потерять душу.
166 — Сдался от страха: «С тех пор я стал избегать его. И хотя дон Хуан не изменил своего ко мне отношения как к ученику, сам я считал себя побеждённым первым врагом человека знания».

Конспект и постраничные заметки по книге 2:
«Отдельная реальность»

168 — «Герберо» — травник
169 — Поведение мастера с будущим учеником — «молчал, терпеливо слушая чушь».
170 — Признаки человека удачи — «шень в глазах, чувство юмора».
171 — «Насколько я понял, ты намерен цепляться за свои доводы, хотя они ничего тебе не дают. Ты хочешь остаться прежним даже ценой своего благополучия».
172 — Воспроизведение неудачи отца.
172 — Эгоизм вызывает усталость.
172 — Lophophoria williamsi, Datura inoxia, Psylocebe.
173 — Мескалито.
174 — Ученичество — угроза картине мира.
174 — Чувство собственной важности делает человека безнадёжным.
175 — Смотреть и видеть.
175 — Завершение — оборванная нота.
176 — Несоответствие состояний необычной реальности и смысловые блоки.
176 — Чувственные интерпретации.
176 — Практикующий («под практикующим я понимаю всякого, кто обладает адекватным знанием всех или почти всех смысловых блоков, входящих в его систему чувственной интерпретации»).
177 — Составление интерпретаций.
177 — Разрушение уверенности.
177 — Предрасположенность к видению.
178 — Что-то делать, чтобы знать (например, танцевать).
178 — Сакатеку — мастер танца.
180 — Мастер не принимает чужого ученика.
181 — Остановил, бросив слово.
184 — Отношение мастера к книге о себе.
185 — Договор хозяина ресторана с беспризорниками (чистка обучи, объедки, чистота).
185 — Мир беспризорников — их мир.
186 — Человек знания и «богатый внутренний мир». современного человека.
187 — Пытаться изменить ближних («я понятия не имею, зачем и что можно изменять в моих ближних»).
187 — Человек как светящееся яйцо.
188 — Формирование необычного и специализированного диапазона восприятия через манипуляцию социальными ключами. Для создания требуемого диапазона восприятия необходим лидер (сравнить с технологиями перехвата общественного мнения и «цветными революциями»).
189 — Темнота дня — время для видения.
190 —  «С какой стати подстраивать и настраивать происходящее на мистерии?» (попытка вычислить сценарий «митоты» — собрания).
191 — Предательство мастера (форма кощунства) («У меня такое чувство, что я предаю тебя, дон Хуан»).
191 — «Я выдохся. — Ты ещё не начинал».
191 — «Я боюсь. — Ну и бойся, это не ново».
192 — Трезвомыслящего и рассудительного нужно заманивать на путь хитростью.
193 — «Выписаться из проблемы» — переложить на бумагу. 
194 — Торговля травами.
196 — Тупица не обращает внимания на подарки силы.
197 — Принижение своих знаний мастером перед глупым человеком («не мечи бисер перед свиньями»).
197 — Не иди раньше времени к мастеру: не оценишь его подарок, не используешь момент встречи.
198 — Подарок силы: «Конечно, сам он не сделает тебе ничего плохого. Но знание — это сила. И если человек стал на путь знания, то он больше не отвечает за то, что может случиться с теми, кто вступает с ним в контакт. Отправляться к Висенте тебе следовало только после того, как ты будешь знать достаточно, чтобы обезопасить себя. Обезопасить не от него, а от силы, которая его окружает и которая, кстати, не принадлежит ни ему, ни кому либо другому. Узнав, что ты — мой друг, и решив, что ты знаешь достаточно, чтобы защитить себя, он сделал тебе подарок силы. Ты явно ему понравился, и он сделал тебе великий дар, на который ты наплевал. Какая жалость!»
199 — Инструкции даны тому, кто умеет видеть, а не идиоту.
200 — «Я пытался заговорить с ним во время работы, но он отшутился, сказав, что из нас двоих лишь мне одному под силу одновременно работать и руками, и языком».
200 — Смотреть и видеть: «Я воспринимаю обоими способами. Если мне нужно смотреть на мир, я вижу его как обычный человек, как ты, например. Когда мне нужно видеть, я изменяю способ восприятия и вижу иначе». 
201 — «Видение — это восприятие истинной сущности. Когда видишь – воспринимаешь то, что есть в действительности».
202 — Союзники человеческого знания (программные комплексы информационной поддержки).
202 — «Ты говорил, что союзники содержаться в растениях — в дурмане и в грибах. — Ничего подобного я не говорил. Ты всегда переиначиваешь мои слова на свой лад. — Постой, но в своей книге я именно так и написал. — Ты можешь писать всё, что хочешь, только не надо мне рассказывать, что якобы я такое говорил».
203 — Союзников невозможно увидеть, так как они принимают любую форму (программа может использовать любую текстуру).
203 — «Люди, когда их видишь, имеют форму светящихся яиц. Союзники в образе человека всегда имеют форму человеческого тела».
205 — Союзники в толпе.
206 — Встречи с союзниками учат.
207 — Соприкосновение с союзником выводит на поверхность всё плохое.
208 — Мастер отбрасывает то, что не укладывается в его систему.
208 — Неадекватность начинающего путь перед опасностью (новичок собирает ямы на дороге).
209 — Привычки прошлой жизни ученика.
209 — Мастер постоянно использует юмор.
210 — Воин сомневается ДО принятия решения.
211 — Когда сомневаешься или боишься — думай о смерти.
212 — «Смерть никогда не останавливается. Иногда она просто гасит огни».
213 — На пути к митоте  деды не обращали внимания на молодёжь (женщины смеялись и подзадоривали мужчин).
214 — Начинающий не умеет ходить.
215 — «Я помнил, но он заставил повторить».
217 — Гудение в ушах.
219 — Психокатарсис на митоте.
220 — Эгоизм и глупость.
220 — Через распитие текилы дон Хуан создаёт коллектив с внуком Лусио и его друзьями, чтобы изменить Кастанеду и привлечь Лусио к Пути.
222 — Дон Хуан не пил в компании.
222 — Обучение Лусио щедрости — выставить все бутылки хорошей текилы.
223 — Ломка жадности — отдашь всё друзьям, получишь больше.
225 — Дед внушает страх: «Вот чёрт! Да, — грубо и резко ответил дон Хуан. Лусио непроизвольно выпрямился, и на мгновение я ощутил, что все они не на шутку испугались. Но дон Хуан широко улыбнулся и продолжил мягко и спокойно».
226 — Радость сознательного действия.
226 — Верующие и следующие.
227 — «Это не тяжёлая работа, а идиотизм. Я не раз видел, как он это делает, и всегда он повторяет одни и те же скверно исполненные движения. Он не гордится своим искусством. Разве что когда надо потрепаться… Он не любит своё дело, поэтому из года в год нудно повторяет одно и то же. Всё, что было в его танце бездарного, с годами только закрепилось. А теперь он считает, что так и должно быть».
228 — Поиск ученика в толпе намёками.
229 — Рассказать другим, чтобы разобраться самому (Дон Хуан просит Кастанеду рассказать другим, что он смог разобраться сам).
230 — При рассказе о своём чудесном опыте презрение к Карлосу от толпы возрастало. Только Элихио (будущий ученик дона Хуана) прислушивался.
230 — Мастер выбирает ученика, обращаясь к нему напрямую в толпе.
231 — Потенциальный ученик требует награду за начало (а не наоборот).
231 — «Элихио тем временем молчал. Он сидел с отсутствующим видом и даже не смеялся» (будущий ученик отделяется от толпы).
231-232 — «Деду — ни слова, он всё испортит. Он — дьявол. Дед уже слишком стар, чтобы что-то знать» (мнения Лусио).
232 — «Я подумал, что их мнение о доне Хуане было инфантильным и необоснованным, и СЧЁЛ СВОИМ ДОЛГОМ вступиться».
232 — Постепенное развитие будущего ученика: «Спустя некоторое время Элихио, шедший первым. обернулся и сказал мне: — Может, и правда, это мы — психи? И дон Хуан прав?Посмотри, как мы живём…»
233 — Лучшее — учителю: «Элихио отдал свою бутылку дону Хуану».
234 — Больше понимания: «Ты паясничаешь, Бениньо, — угрюмо произнёс Элихио, — несёшь бред, который ни черта не стоит».
234 — Через 9 дней Элихио начал путь ученичества.
234 — Страх начала: «Элихио был охвачен диким ужасом. Тело его тряслось, он стучал зубами и никак не мог взять себя в руки. Голова подёргивалась, спина то и дело спазматически выпрямлялась».
236 — Спонтанные движения.
237 — Можно умереть, если начать путь с ложным мотивом. Путь может убить.
238 — «Я рассчитывал на Лусио, а вместо него нашёл Элихио».
238 — Нельзя сделать мужественным.
239 — Контролируемая глупость.
240 — Что такое контролируемая радость.
240 — Искренняя актёрская игра.
241 — Люди вокруг — объекты для практики контролируемой глупости.
244 — «Смотрим, чтобы смеяться, видим, чтобы знать».
244 — «То, что вызывает печаль, надо видеть, на него нельзя смотреть». 
245 — «Я с тобой разговариваю потому, что ты даёшь повод посмеяться».
246 — Думать, как смотришь, а не как видишь.
246 — Человек знания живёт действием, а не мыслью о действии.
246 — Глупость его жизни под контролем.
249 — К знанию идут как на войну.
250 — Быть воином, а не ноющим ребёнком.
251 — У Карлоса постоянная попытка подменить действие разговором.
252 — Смерть сына дона Хуана: «Я стоял рядом но не смотрел, а сдвинул восприятие в положение видения».
253 — Человек знания не думает устоявшимися понятиями.
254 — Начинающий не замечает людей силы. «Тогда я не обратил на него особого внимания» (о доне Хенаро)
255 — Разговоры с растениями.
256 — Попытка видеть, это попытка овладеть силой.
256 — Каждый поворот — игра со смертью.
257 — Если не думать о смерти, жизнь становится хаосом.
258 — Пытаться стать магом, записывая поучения, то же самое, что сидеть на голове (противоестественно).
259 — Маг-дилетант (лирикос) — ворона. Тёмный маг (теколот) — сова, ночные птицы, дикие кошки. Великий маг — орёл.
259 — 10 слоёв мира (сравнить, 10 сфирот).
264 — Урок предназначен для тех, кто видит.
265 — «Я говорил Хенаро, что ты очень странный набитый дурак и что такой урок мог бы вытрясти многое из того, чем ты набит. Но у нас, похоже, ничего не вышло».
265 — «О видении не говорят».
265 — «Так дон Хенаро пытался показать мне, что невозможно и видеть, и писать одновременно».
266 — Удержание равновесия через пупок.
270 — «Но всё-таки ты не видишь, потому что доверху набит всякой ерундой. Тебе может помочь только дым».
270 — Текучий мир и быстрота восприятия.
271 — «Я не предлагал ему свою помощь, потому что знал — если будет нужно, он сам позовёт меня».
272 — Страх и нестрах: НЕСТРАХ — это неотвратимость судьбы (»Я отчаянно пытался оттянуть время и завёл длинный разговор о природе своих ощущений, совершенно искренне утверждая. что по-настоящему боюсь. Но он сказал, что я дышу нормально и сердце бьётся размеренно, так что это не страх») NB!!! Мастер отслеживает ПУЛЬС и ДЫХАНИЕ ученика для управления его состоянием.
273 — «В воздухе витала неотвратимость судьбы».
274 — Второй враг ЯСНОСТЬ: «Ясность — второй враг человека знания. она довлеет над тобой. Ты не боишься, но не хочешь её терять. А так как ты — дурак, то называешь то, что с тобой происходит, страхом».
276 — Вода , растирания, простукивания.
276 — «Всплыть из глубин сознания, чтобы сказать».
277 — Уровень глубокого молчания.
281 — «Я определённо мог говорить, но только тогда, когда совершенно точно знал, что хочу сказать».
283 — Ученики бросают занятия, чтобы вернуться: «Но я говорил, что ты вернёшься, и вот — ты здесь. То же было со мной. Я бросал своё ученичество на ПЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ, — Почему ты ушёл, дон Хуан? — По той же причине, что и ты. Мне это не нравилось. —А почему вернулся? — Опять таки, по той же причине, что и ты. Другого пути нет».
284 — Знать и осознавать: «Я предупреждал тебя, что стать человеком знания можно, только имея несгибаемое намерение. Но пока что, похоже, у тебя есть только несгибаемое намерение водить самого себя за нос. Ты настаиваешь на разжёвывании всего, словно весь мир состоит только из вещей и явлений, поддающихся объяснению».
288 — Что делать после победы (над собой)? Начинающий не знает.
289 — Дорога не для твоего характера.
290 — Стражи охраняют не путь от человека, а человека от пути.
291 — Наоборотник: «Ты ещё слишком слаб, — сказал он. — Когда нужно выждать, ты торопишься, а когда нужно спешить — чего-то ждёшь».
291 — Воин = ответственность: «Живи как воин. Я же говорил тебе, что воин принимает ответственность за все свои действия, даже за самые пустяковые».
292 — Блокировка дара часто связано с обещанием в детстве.
294 — Требование отца дона Хуана: «Так он и умер, требуя, чтобы я не сдавался и выжил».
295 — «После короткой паузы он сказал, что никто по-настоящему не унижал меня и это было причиной моей нерешительности. «Ты никогда не испытывал поражения», — сказал он».
295 — Видение рассеивает иллюзии побед, поражений, страданий.
298 — Отказ от побед в детстве Кастанеды: «Я думал, что ему отрежут руку, и пообещал, что , если малыша вылечат, я никогда в жизни не буду победителем. Ради него я отказался от всех своих побед. По крайней мере так я понимал это тогда».
299 — Уничтожение желаний (страстей).
300 — «Воин знает о своём ожидании и знает, чего он ждёт. Когда он ждёт, у него нет желаний, и поэтому, какую бы малость он ни получил, это всегда больше, чем он может взять».
302 — Воин = воля + терпение.
302 — Ожидание воли.
303 — Мужество ≠ воле.
303-304 — Отказ и самоограничение как основа самолюбования: «Отказывая себе в чём-либо, человек потакает себе, идя на поводу у самолюбия или даже самовлюблённости. Я не советую заниматься подобными глупостями. Самоограничение — самый худший и злостный вид индульгирования. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только ещё больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности».
304 — КИНОВАРНОЕ ПОЛЕ (ДАНЬ ТЯНЬ): «У нас есть просвет, как родничок на голове младенца. Только родничок со временем закрывается, а этот просвет — наоборот, по мере того, как у человека развивается воля, становится всё больше. — Где он находится? — Там, откуда исходят светящиеся волокна, — сказал он, показывая на мою брюшную полость».
305 — Воля человека = упорство, воля мага = сила.
306 — Воля и видение: «Воля — это сила. энергия. Видение — это не сила, а способ проникновения в суть вещей. Маг может иметь очень сильную волю, но он всё же может не видеть, что означает, что только человек знания ощущает мир своими чувствами, своей волей и своим видением».
306 — «В ежедневных мелочах, которыми ты занимаешься, кроется то, что поможет тебе развить волю».

306 — Воин может быть магом и не видеть.
307 — «Путь знания не оставляет выбора. Идти по нему может только воин».
307 — Безличная идея неизбежности смерти.
308 — ОТРЕЧЕНИЕ: «Стать отшельником — значит потакать себе, своей слабости. Отшельник не отрекается, он насильно загоняет себя в пустыню, принуждая к затворничеству, или бежит от женщины, трудностей, полагая, что это спасёт его от разрушительного действия сил жизни и судьбы. Но это — самообман. Только мысль о смерти может дать человеку отрешённость, достаточную для того, чтобы принуждать себя чему бы то ни было, равно как и для того, чтобы ни от чего не отказываться».
308 — СИЛА РЕШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «Отрешённый воин знает, что невозможно отвести смерть, и знает, что у него есть только одна поддержка — сила его решений. Он должен быть, так сказать, мастером своего выбора. Он должен полностью понимать, что сам целиком отвечает за свой выбор и что если он однажды сделал его, то у него нет больше времени для сожалений или упрёков в свой адрес. Его решения окончательны просто потому, что его смерть не даёт ему времени на привязаться к чему-либо».
308 — СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗМЕТКА ЖИЗНИ: «И таким образом, с осознанием своей смерти, своей отрешённости и силы своих решений воин размечает свою жизнь стратегически. Знание о своей смерти ведёт его, делает его отрешённым и молчаливо страждущим, и сила его окончательных решений делает его способным выбирать без сожалений, и то, что он выбирает, стратегический всегда самое лучшее. Поэтому он выполняет всё со вкусом и страстной эффективностью».
309 — СМЕРТЬ-СОЮЗНИК и ДОСТИЖЕНИЕ ВОЛИ: «Когда воин достиг терпения, он на пути к своей воле. Он знает как жить. Его смерть сидит рядом с ним на его циновке. Они друзья. Смерть загадочным образом советует ему, как варьировать обстоятельства и как жить стратегически. И воин ждёт. Я бы сказал, что воин учится без всякой спешки, потому что он знает, что он ждёт свою волю. Однажды он добьётся успеха в свершении чего-то, что обычно совершенно невозможно выполнить. Он может даже не заметить своего необычного поступка. Но по мере того как он начинает совершать необычные поступки или по мере того как необычные вещи продолжают случаться с ним, он начинает сознавать проявление какой-то силы, исходящей из его тела. Сначала она подобна зуду на животе или жжению, которое нельзя успокоить. Затем это становится болью, большим неудобством. Иногда боль и неудобства так велики, что у воина бывают конвульсии в течение месяца. Чем сильнее конвульсии, тем лучше для него. Отличной воле всегда предшествует сильная боль.  Когда конвульсии исчезают, воин замечает, что у него появляется странное чувство относительно вещей. Он замечает, что может, фактически, трогать всё, что он хочет, тем чувством, которое исходит из его тела — из точки, находящейся в районе пупка. Это чувство есть воля, и когда он способен воспользоваться им, можно смело сказать, что воин — маг и что он достиг воли».
309-310 — СТРЕССОВОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ВОЛИ: «Однажды я был в горах и натолкнулся на пуму, самку. Она была большая и голодная. Я побежал, и она погналась за мной. Я влез на скалу, а она остановилась в нескольких футах, готовая к нападению. Я стал бросать в неё камни. Она зарычала и бросилась атаковать меня. И тогда моя воля полностью вышла; я остановил пуму до того, как она прыгнула. Я поласкал её своей волей. Я действительно потрогал ею ее соски. Она посмотрела на меня сонными глазами и легла. Я побежал, как сукин сын, не дожидаясь, пока она оправится».
310 — ОТ ВОИНА К ВИДЯЩЕМУ: «Мой бенефактор был магом с большими силами. Он был воином до мозга костей. Его воля была действительно его самым чудесным достижением. Но человек может пойти ещё дальше. Человек может научиться видеть. После того, как он научился видеть, ему не нужно больше быть ни воином, ни магом. Став видящим, человек становится всем, сделавшись ничем. Он как бы исчезает, и в то же время он остаётся. В принципе он может получить всё, что только пожелает, и достичь всего, к чему бы ни устремился. Но он не желает ничего, и вместо того, чтобы забавляться, играя обычными людьми, как безмолвными игрушками, он растворяется среди них, разделяя их глупость. Единственная разница состоит в том, что видящий контролирует свою глупость, а обычный человек нет. Став видящим, человек теряет интерес к своим ближним. Видение позволяет ему отрешиться от всего, что он знал раньше».
310 — РУТИНА: «Тебя должно бросать в дрожь не от этой мысли, а от того, что впереди у тебя нет ничего, кроме рутинного повторения одних и тех же действий в течение всей жизни».
311 — Трубка как интерфейс для подключения.
313 — Преодолевая истерику, приобретаешь ясность: «Первым мои побуждением было снова начать беситься. Но энергии на это не хватило. Вместо этого я обнаружил, что вхожу в состояние редкостной ясности, и испытал чувство огромного облегчения».
313 — ДУРИЛКА ПРИМЕРНОГО ОТЦА: «Я понял, в чём заключается сложность моей жизни, которую имел в виду дон Хуан. Это — мой маленький сын. Больше всего мне хотелось быть ему настоящим отцом. Я представил, как буду выковывать его характер, гулять с ним, вообще — «учить его жизни». Но мысль о том. что мне придётся принуждать его вести образ жизни, подобный моему, была мне отвратительна. Тем не менее, став «примерным отцом», я неизбежно вынужден буду заниматься именно этим — заставлять его жить так, как удобно мне, либо силой, либо при помощи того хитрого сочетания аргументов, которое у нас принято называть "пониманием"».
316 — «Когда видишь, мир теряет привычные черты. Всё, что ты видишь, ты видишь впервые, оно ни на что не похоже. Мир невероятен».
320 — Инструмент «ловец духов».
322 — «Видение — это технический приём, которым некоторые из нас заведомо не владеют».
324 — Видение и магия: «Видение не влияет на других людей». «Кроме того, видение по сути своей противоположно магии, потому что показывает неважность всего этого».
327 — «Я уже говорил тебе — страж должен превратиться в ничто, оставаясь неизменным перед тобой. Он должен оставаться на месте и в то же время быть ничем».
333 — «Вечно ты всё хочешь знать с начала. Но начала не бывает вообще. Любое начало существует лишь в нашем воображении». 
335 — ВАЖНОСТЬ СОБЫТИЯ: «— Я не индульгировал. Я считал это важным моментом и потому рассказал тебе. — Кто ты такой, чтобы думать или решать, что важно, что — нет? Ты ничего не знаешь о силах, с которыми входишь в контакт».
335-336 — «В мире брухо может выжить только воин. Воин относится ко всему с уважением; он не идёт напролом без необходимости. Воин никогда не сдаётся, даже перед лицом смерти. Воин ни у кого не идёт на поводу; он сам по себе и всегда недоступен. Вовлекаясь во что-то, он всегда полностью осознаёт, что делает».
336 — СЛУЧАЙНОСТИ: «Я возразил, что человек не может постоянно себя контролировать. Он сказал, что для воина не существует ничего вне контроля».
337 — ВОИН, СТРАТЕГИЯ, СМЫСЛ: «Воин всю жизнь отрабатывает стратегию — а ты хочешь найти смысл жизни. Воин не заботится о смысле. Если бы Лукас жил как воин — а у него такая возможность была, как, впрочем, она есть у любого другого, — он организовал бы свою жизнь стратегически. <…> Если бы Лукас был воином, он не сидел бы сейчас в своей полуразвалившейся лачуге, медленно умирая от недоедания. Воин сражался бы до конца».
337 — НЕДОСТУПНОСТЬ ВОИНА И СЛУЧАЙНОСТЬ: «Я могу сказать тебе только одно — воин недоступен. Он никогда не стоит посреди дороги, ожидая, пока, что-нибудь его пришибёт. Он сводит к минимуму возможность возникновения непредвиденных ситуаций. Того, что люди называют случайностями, почти всегда можно легко избежать. Обычно такие вещи происходят с дураками, вся жизнь которых — сплошное разгильдяйство».
338 — «Если кто-нибудь будет ждать меня, вооружившись мощной винтовкой с оптическим прицелом, то меня там просто не окажется».
343 — ИЗВИНЕНИЯ: «Я извинился. Он сказал, что свои дурацкие извинения я могу оставить при себе, потому что они никак не влияют на совершённые действия».
345 — «Сначала ты курил меня, потом — курил союзника».
346 — ВОИН НЕ ТОРОПИТСЯ: «Он дал тебе знак. Когда он подошёл к тебя, я повернул твою голову не потмоу, что этот союзник был тебе опасен. Просто лучше подождать. Ты ведь никуда не спешишь. Воин никогда не бездельничает, но никогда и не торопится. Встретиться же с союзником без должной подготовки подобно встрече нападающего льва своим пуканьем».
347 — ВСТРЕЧА С СИЛОЙ: «Ты уже видел его. Возможно, что это — лицо твоей смерти. Ты испугался, и это было ошибкой. Он ждал тебя, но, когда он появился, ты поддался страху. Хорошо, что я был рядом и успел тебя ударить, иначе он обратился бы против тебя. И это было бы вполне справедливо, потому что союзник — это сила, а для того, чтобы встретиться с силой, человек должен быть безупречным воином, иначе сила может обернуться против него и разрушить его».
347 — «Только не говори мне, что как только возникает необходимость в разговоре, тут же выясняется, что тебе нечего сказать».
348 — «Тибетская книга мёртвых».
349 — Тибетское видение.
352 — Смерть.
353 — ВИДЯЩИЙ И МАГ: «Быть магом очень тяжело. Я же говорил — видеть намного лучше, чем быть магом. Видящий всемогущ, по сравнению с ним маг — просто мальчишка. Магия — это приложение воли к ключевому звену. Маг отыскивает в том, на что он намерен повлиять, ключевое звено и воздействует на него своей волей. Чтобы быть магом, не обязательно видеть. нужно только уметь манипулировать волей».
356 — ЭФФЕКТ УСТАНОВКИ ВИДЕТЬ: «Приехал я в этот раз для того, чтобы сказать дону Хуану, что накапливающийся эффект установки видеть стал сказываться на моём состоянии. Мне всё чаще становилось не по себе, я почти постоянно ощущал беспричинное смутное беспокойство, уставал, не утомляясь».
358 — «Воин живёт стратегически и никогда не берёт на себя груз, который не может унести».
363 — «Когда почувствуешь, что действительно готов мне помочь, — возвращайся. Но не раньше. Если ты вернёшься, я буду знать, что делать. Теперь — иди. Если ты не захочешь вернуться, я всё пойму».
363 — «Дон Хуан определённо снял меня с крючка. Я мог уехать и никогда больше не возвращаться, но мысль об этом почему-то не успокаивала. Я проехал ещё немного, потом резко развернулся и поехал обратно».
366 — ЗАМАНИТЬ В ЛОВУШКУ: «Всё, что я сегодня с тобой проделал, было хитростью. Таково правило — человек знания должен заманить своего ученика в ловушку. Сегодня я поймал тебя, хитростью поставив перед лицом жестокой необходимости учиться».
366 — «Я выбрал эту женщину для своей хитрости потому, что она безжалостна, сильна и ничего не забывает. Мужчины обычно слишком заняты делами, отвлекающими их от безжалостной вражды».
367 — ОТЫГРАТЬСЯ НА СЛАБОМ: «Но теперь ей известно, что её фокусы для меня — детские игрушки. И она возненавидит тебя за это. Со мной ей не под силу ничего сделать, зато  на тебе она попытается выместить всё. Сейчас она, однако, не знает, чего ты вы действительности стоишь, поэтому будет вести разведку, понемногу тебя испытывая. Так что выбора нет. Ты должен учиться, хочешь ты этого или нет, иначе окажешься в лапах этой дамы. А она шутить не любит».
367 — ТАКОВО ПРАВИЛО: «То, что я сделал, не было обычной обычной хитростью. Таково правило».
368 — «Однако ощущение было довольно странным: я был встревожен, но не напуган. Слепой страх, который охватывал меня раньше, теперь уже не возникал, что бы ни происходило».
368 — НАС ЗАГОНЯЮТ НА ПУТЬ ЗНАНИЯ: «Мы не по своей воле становимся на путь знания — нас на него загоняют и постоянно пришпоривают. На этом пути нам постоянно приходится с чем-то бороться, чего-то избегать, быть к чему-то готовыми. И это что-то всегда непостижимо, всегда мощнее нас, всегда нас превосходит. Ты встретишься с непостижимыми силами».
368 — МАГИЯ И ХИТРОСТЬ: «В мире действительно множество устрашающих вещей, а мы — беспомощные создания, окружённые непостижимыми и неуловимыми силами. Обычный человек по невежеству своему полагает, что их можно объяснить или изменить. На самом деле он не знает, как это сделать, однако надеется, что человечество рано или поздно сумеет объяснить их. Маг, с другой стороны, думает не об объяснениях и не о переменах. Вместо этого он использует эти непостижимые силы для того, чтобы изменить направление, приспособившись к направлению их действия. В этом заключается его хитрость. В магии нет ничего особенного, достаточно лишь эту хитрость узнать. Маг ничем не лучше обычного человека. Магия не избавляет его от проблем. В действительности она ему даже мешает, потому что усложняет жизнь и делает её опасной».
368-369 — ЗНАНИЯ И ВОЛЯ: «Открываясь знанию, маг становится уязвимее обычного человека. С одной стороны, его ненавидят и боятся люди. Естественно, они стараются всяческими способами сократить ему жизнь. С другой — непостижимые и неуловимые силы. Они окружают нас, и нам никуда от них не деться уже только по той причине, что мы живём в этом мире. Для мага они представляют собой даже более серьёзную опасность, чем люди. Если мага пронзит человек, ему больно, по-настоящему больно. Но это ничто по сравнению с тем, что бывает, если его заденет союзник. Открываясь знанию, маг попадает в лапы сил. Единственное средство, позволяющее ему уравновесить себя и сдержать их напор, — это воля. Поэтому он должен воспринимать и действовать как воин. Я ещё раз повторяю: только воин выживет на пути знания. В образе жизни воина кроется сила. Именно эта сила позволяет ему жить лучшей жизнью».
369 — СТАТЬ ВОИНОМ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ШАМАНОМ (ДО УМЕНИЯ ВИДЕТЬ): «Я обязан научить тебя видеть. Не потому, что мне этого хочется, а потому, что ты избран, на тебя мне указал Мескалито. Однако научить тебя действовать и чувствовать как подобает воину, — лично моё стремление, потому что я уверен, что быть воином — это наиболее подходящий способ жить. Поэтому я постарался показать тебе те силы, с которыми сталкивается маг. Только под их ужасающим воздействием человек может стать воином. Если бы ты научился видеть, не став предварительно воином, это ослабило бы тебя ложным стремлением и желанием отступить. Тело твоё разрушилось бы, потому что тебе стало бы всё равно. Так что сделать тебя воином — моё собственное намерение. Тогда ты не сломаешься».
369 — НЕ СЛОМАТЬ, А РАЗМЯГЧИТЬ: «Ты говорил, что родители искалечили твой дух. Я думаю, что дух человека не так-то легко искалечить. По крайней мере, теми действиями, которые ты считаешь калечащими дух. Но можно сделать человека мягким и хлипким, приучить его потакать себе, жалеть себя, поддаваться прозябанию. И, должен отметить, в этом твои родители, безусловно преуспели».
370 — ОТБИРАТЬ ЧАСТИ СВОЕГО МИРА: «Воин отбирает то, что составляет его мир» (дон Хуан Мантус) (сравнить с «Такие люди на моей планете не живут» (с) А. Н. Кочергин).
371 — ЩИТЫ ИЗ ПРОБЛЕМ: «Обычный средний человек точно так же, как и воин, живёт в окружении тех же непостижимых сил. Но он им недоступен, так как защищён особыми щитами другого типа. Ты посмотри вокруг. Все обычные люди непрерывно чем-то заняты, они делают то, что они делают. Это — их щиты. Когда маг встречается с какой-то из непостижимых и неумолимых сил, его просвет открывается. Маг становится в больше степени подвержен смерти, чем обычно, Я говорил тебе, что смерть входит в нас через этот просвет. Поэтому тот, у кого он открыт, должен быть готов в любой момент заполнить его своей волей. Конечно, если он — воин. Но ты пока не воин. А если человек не является воином, то ему не остаётся ничего другого, как только использовать житейские проблемы для отвлечения сознания от устрашающих встреч с непостижимыми и неумолимыми силами».
371 — СТАРЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: «И что мне следует делать? — Действовать, как подобает воину. Отбирать частицы твоего мира. Ты больше не можешь обращаться в вещами как попало. Я говорю тебе это самым серьёзным образом. Теперь ты впервые не в безопасности при своём старом образе жизни».
372 — «Воин принимает на себя ответственность по защите своей жизни».
372 — ПУТЬ СЕРДЦА ВОИНА: «Несколько лет назад я говорил тебе, что в своей повседневной жизни воин выбирает себе путь сердца. Именно это отличает его от обычного человека. Воин знает, что он на пути сердца, когда един с этим путём, когда переживает огромное спокойствие и удовлетворение, идя по нему. Вещи, которые выбирает воин, чтобы сделать свои щиты, — это частицы пути сердца. <…> Теперь ты должен окружить себя частицами пути сердца и отказаться от остального».
373 — ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ: «Ты слишком много думаешь и разговариваешь. Ты должен прекратить разговор с самим собой. Я скажу тебе, о чём мы разговариваем сами с собой. Мы разговариваем о нашем мире. Фактически, мы создаём наш мир нашим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир такой, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём.  Потому что мы продолжаем всё тот же внутренний диалог. <…> Воин сознаёт, что мир изменится, как только он перестанет говорить с самим собой. Он должен быть готов у этому необычному толчку».
373 — ПРИСЛУШИВАТЬСЯ: «Прежде всего, ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки с глаз. Мы с самого рождения использовали свои глаза для того, чтобы судить о мире. Мы говорили с другими и собой главным образом о том, что мы видим. Воин сознаёт это и прислушивается к звукам мира»
374 — МИР И ТО-ЧТО-ДЕЛАЮТ-ЛЮДИ: «Твоя беда в том, что ты смешиваешь мир с тем, что делают люди. Мир — это всё, что заключено здесь, — сказал он и топнул ногой по земле. — Жизнь, смерть, союзники и всё остальное, что окружает нас».
375 — Дыры.
376 — Погружение в звуки.
377 — Дыры между звуками. 
379 — ЦЕЛЬ И СМЫСЛ: «Я понял, что имел в виду дон Хуан, говоря о пути сердца и о щитах на этом пути. В моей жизни было что-то, что я хотел сделать. что-то очень нужное и увлекательное, что могло наполнить меня всепроникающей радостью и покоем».
380 — Скорость восприятия. 
383 — Значения сторон света. 
386 — Типы программ (сущностей): бесполезные, пугающие, дарующие.
388 — Схватка с союзником (сравнить, Изра́иль (ивр. ‏ישראל‏‎; «Богоборец»; лат. Israel) — слово еврейского происхождения; варианты — Израэль; Исраэл; Исраэли; Исраэлс; араб. … Израиль — имя еврейского патриарха Иакова, данное ему после таинственной борьбы с Богом).
390 — ТОЧКА ОТСЧЁТА В СЕБЕ: «Дон Хуан говорил, что я всегда хочу иметь точку отсчёта, которую можно было бы назвать началом, хотя на самом деле начала никогда и нигде не существует. Там в горах, я понял, что он имел в виду — точкой отсчёта всегда был я сам».
396 — ПЕСНОПЕНИЯ: «У меня уже не было никаких сомнений в том, из-за своей дурацкой глупости я навлёк на себя нечто совершенно ужасное. Я сжал зубы и, глубоко дыша, начал петь свои пейотные песни».
396 — ПРАВИЛЬНЫЙ ВОПРОС: «Как поступил бы воин, попав в моё положение?»
397 — ОБЛАСТЬ ПУПКА: «С моим животом в области пупка происходило что-то очень важное, в этой части моего тела находился ключ к чему-то, я только не мог понять — к чему».
400 — «Ты действуешь так, словно знаешь все ответы. Но ты не знаешь ничего, мой маленький друг, ничего. <…> Невозможно сделать воином за одну ночь. Так что поезжай домой и не возвращайся до тех пор, пока не придёшь в себя и пока просвет твой не закроется».
400 — ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ: «Я почувствовал, что вынужденные длительные перерывы в обучении шли мне на пользу, давая возможность осмыслить свои находки и расположить их в порядке, соответствующем моему восприятию и интересам».
403 — ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВОИН: «Что я могу сделать, если такое произойдёт? — Э-э, минуточку, сказал дон Хенаро. — Вопрос некорректен. Надо спрашивать не о том, что ТЫ можешь сделать, — ты не можешь сделать ничего, и это вполне очевидно, — следует спросить: что может сделать ВОИН».
403 — «Ладно, — сказал я. — Что делает в таком случае воин? — Воин делает в штаны, — произнёс он с величественной невозмутимостью, доступной только индейцу. Дон Хуан закрыл лицо руками, а дон Хенаро хлопнул ладонью по земле, и оба разразились хохотом».
404 — ВИДЕНИЕ И ГЛАЗА: «Я думал, что видение связано с глазами, — настаивал я. — Я никогда не говорил, что видение связано только с глазами, — сказал он, недоумённо покачивая головой».
409-410 — 8 ТОЧЕК ВОСПРИЯТИЯ: начинаем все с чувственного восприятия (сенсорное), вторая точка – понимание (разум). «Мне известно только восемь точек, с которыми человек может иметь дело. Наверное, на большее люди не способны. Причём я говорю «иметь дело», а не «понимать». Чувствуешь разницу?»
411 — ОКОВЫ РАЗУМА: «Ты прикован! — воскликнул дон Хуаню — Ты прикован к своему разуму. Один и тот же лист падает снова и снова с одного и того же дерева только для того, чтобы ты отказался от попыток понять».
412 — «Но в то мгновение, когда я подумал, что невозможно увидеть человека с расстояния почти двадцать километров, видение исчезло».
412 — «Я ничего не буду тебе объяснять. Чтобы стать магом, нужно действовать. Всё остальное — ни к чему».
413 — 10 лет обучения: «После десяти лет обучения у дона Хуана я не мог больше полагаться на свои привычные критерии «реальности» <…> Впервые в жизни я ощутил всю тяжесть и обременительность здравого смысла».
413 — «Ты слишком сильно себя жалеешь и потакаешь своей слабости».
414 — «Вернёшься ты или нет — совершенное не важно. Однако теперь ты должен жить как воин. Ты и раньше об этом знал. Но в твоём нынешнем положении ты уже обязан использовать нечто такое, на что раньше не обращал внимания. Но за это знание тебе пришлось бороться. Оно не свалилось на тебя с неба. И его не преподнесли тебе просто так. Тебе пришлось силой добывать его из самого себя».