Меню Закрыть

ДКМ. 10. Вопросы и заметки (001-010)

Даосская китайская медицина.  10. Вопросы и заметки

bamboo11

  • Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»
  • Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа
  • Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу
  • Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот
  • Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?
  • Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью
  • Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?
  • Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг
  • Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»
  • Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга

bamboo11

[wptabs type=»accordion»]
[wptabtitle]Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №001. Категория «Ци»: «энергия» и «система»

chi_energy_system

Для западного мировоззрения необычно комплексно воспринимать орган как энергетическую структуру, функцию и физическое воплощение через клетки и ткани. У китайцев с этим проблем не возникает. Когда они говорят «Ци Почек», одновременно это может обозначать:

  • «Ци Почек» = «Энергетический потенциал Почек»
  • «Ци Почек» = «Система Почек и расположенных возле них органов как единая функция»

Поэтому, выражение «У этого человека нарушение Ци Почек» одновременно затрагивает как энергетический потенциал Почек (включая канал Почек), так и систему функционирования Почек, как внутреннего органа

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа.[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №002. Почему у китайцев Печень слева, а Лёгкие справа

Прочитав в книге Джованни Мачоча «Основы китайской медицины», что Печень находится слева, а Лёгкие справа, я уж было усомнился в адекватности перевода. Однако выяснилось, что соотношение органов друг к другу не всегда следует привычной нам анатомии. Нередко орган или функция абстрагируются от тела и рассматриваются умозрительно, как часть некой схемы, системного оператора, ментального построения.

Так и с «левизной» Печени: стоит взглянуть на схему У-Син («Пять Фаз-Элементов»), как ситуация проясняется.

wŭ xíng_liver

На самом деле, на данной схеме Печень находится слева вверху, Лёгкие справа внизу. И по кругу движение идёт от Печени слева-направо вверх, а от Лёгкихсправа-налево вниз.

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу.[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №003. Почему китайцы не замечали поджелудочную железу

В китайской медицине огромное количество странного и непонятного. Так среди органов выделяется Селезёнка, у неё есть свой канал, подробно описаны свойства (цвет, вкус, звук …),  взаимодействие между Селезёнкой и другими органами, а вот её соседка Поджелудочная железа полностью обделена вниманием.

pankreas_7

 В некоторых источниках описывается жировая ткань, окружающая селезёнку.  Таким образом, китайские врачи видели поджелудочную железу, но не отдавали себе отчёта в том, что они видели.

С другой стороны, описывая функции Селезёнки, китайцы включали в них часть функций Поджелудочной железы: Селезёнка помогает Желудку переваривать пищу за счёт транспорта и трансформирования эссенции пищи, всасывания питательных компонентов и отделения полезных частей пищи от не полезных.

Таким образом, помимо привычной нам кроветворной функции,  Селезенка (как система) активно участвует в продуцировании Ци: из переваренной пищи она извлекает Ци Пищи (Гу Ци), которая является основой для формирования Ци и Крови

В итоге, китайцы не замечали Поджелудочную железу, но принимали во внимание многие её функции, отождествляя их с Селезёнкой.

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот.[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №004. Почему Инь без Ян не бывает и наоборот

Для меня долгое время Ян бы антиподом Инь, и Инь — «противником» Ян. Частенько можно слышать о китайском дуализме как основе их мышления. На поверку всё оказалось не совсем так, даже совсем не так.

Чтобы увидеть Инь и Ян глазами китайцев достаточно взглянуть на иероглифы. Сразу отмечу, что иероглифы развивались от древнекитайского написания до упрощённого варианта: 

yinyang_1

  •  Инь: = 陰  = [yīn] «тень»,  «теневой», «закрытый», «скрытый»
  • Ян: = = [yáng] «солнце», «солнечный»

И традиционные, и упрощённые иероглифы Инь и Ян несут в себе одну основу — ключ-радикал «холм/гора» =阝(阜). А затем проявляются различия:

Традиционное написание:

yinyang_2_1

  • Инь в традиционном написании  содержит ключ-радикал «холм/гора», ключ-фонетик «теперь» (подсказывает произношение) и ключ-радикал «облако»

yinyang_3_1

  • Ян в традиционном написании содержит ключ-радикал«холм/гора», ключ-фонетик«солнце», ключ-радикал  «горизонт» ( «рассвет») и ключ-радикал «лучи»  (изначальное значение [wù] «не», «не надо» в положительном отрицании)

yinyang_4

В итоге получаем:

yinyang_5

Упрощённое написание:

yinyang_6

  • Инь в упрощённом написании содержит ключ-радикал «холм/гора» и ключ-радикал «луна»

yinyang_7

  • Ян в упрощённом написании содержит ключ-радикал «холм/гора» и ключ-радикал «солнце»

yinyang_8

В итоге получаем:

yinyang_9

Возвращаясь к началу размышлений об Инь и Ян, процитирую Джованни Мачоча: «Инь не может быть определён самостоятельно, без противопоставления с Ян». Теперь, имея перед глазами визуализацию китайского мышления, мы видим, что это не дуализм в чистом виде (как противопоставление «чёрного» и «белого»), а ВСЕГДА проявления свойств одного целого: на рассвете восточная сторона холма освещается лучами солнца, а западная сторона погружена во тьму, на закате — наоборот. Инь-Ян скорее отражают не противопоставление, а движение и трансформацию свойств единого целого. Левое не может без правого, а правое без левого. И нет здесь никакой вражды.

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №005. Недостаток Инь, избыток Ян: о чём речь?

Есть у нас такая привычка: все непонятные явления другой культуры или языка пытаться представить аналогичными явлениями своей культуры или конструкциями своего языка. Но как быть, когда в нашем цивилизационно-культурном контуре отсутствуют аналогичные понятия?

Например группа понятий «Ци», «Инь», «Ян». В каждый момент речи для китайцев эти иероглифы несут всю совокупность их свойств, эдакая многослойная полисемия. И тут перед нами встают непреодолимые сложности: представить многослойную полисемию (многозначность) в рамках одной фразы весьма сложно. Выход обычно находят в одновременном использовании китайских терминов с комментарием в скобках: что именно мы имеем в виду в данный момент.

Так часто можно слышать о «Недостатке Инь» или «Избытке Ян» (и наоборот) какого-то конкретного органа. О чём идёт речь? Сразу отметим, что здесь речь идёт НЕ о категории «Ци» как жизненной силе/энергии.

Возьмём для примера Печень. У Печени (как совокупности органа, сопряжённых с ним тканей, свойств и функций) есть две важные категории, знакомые нам по западной анатомии: трофика и функция.

Под «трофикой» понимается совокупность метаболических процессов, обеспечивающих функцию печени как внутреннего органа, благодаря своевременной доставке питательных веществ и выведению продуктов распада на тканевом уровне. Под «функцией» понимается непосредственное выполнение Печенью возложенных на неё организмом комплексных функций.

yinyang_excess_deficiency_1

Ситуация №1: неполноценное питание и недополучение питательных веществ. Что произойдёт, если Печень недополучит необходимые вещества? Она не сможет полноценно функционировать

Ситуация №2: чрезмерная нагрузка на Печень как следствие приёма алкоголя и вредных питательных веществ. Что произойдёт если функциональная нагрузка превышает запас функциональных возможностей Печени? Наступает истощение Печени.

А теперь ситуативно переведём понятия Инь и Ян на русский язык. назовём «Инь» = «трофика», а «Ян» = «функция».

yinyang_excess_deficiency_3

Тогда фраза «недостаток Инь Печени» ∼ «недостаток трофики Печени». В свою очередь «избыток Ян Печени» ∼ «избыточная функциональная нагрузка Печени».

yinyang_excess_deficiency_4 yinyang_excess_deficiency_5 yinyang_excess_deficiency_6 yinyang_excess_deficiency_7

Отдельно отмечу, что данная трактовка не универсальна и отражает лишь один из вариантов интерпретации понятий «Инь» и «Ян».

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №006. Каким образом Гибкость связана с Печенью

liver_and_ligaments_2

По мере изучения китайской медицины ум западного человека сталкивается с подчас парадоксальными связями, из которых следуют весьма неожиданные выводы. 

Так существует связь Печени и связок, поскольку Печень отвечает за связки. По состоянию соединительной ткани в области связок можно понять состояние Печени. Например, состояние скованности и негибкости зачастую отражает проблемы Печени.

Отсюда можно сделать следующий вывод, особенно важный для спортсменов: необходимо тщательное внимание к состоянию Печени (питание, отсутствие алкоголя, передозировок медикаментов, приём восстанавливающих добавок и т. д.). Иначе, благодаря сверхнагрузкам на связки и сухожилия, мы будем дополнительно нагружать Печень: ей придётся справляться не только с интоксикацией в следствие неправильного образа жизни, но и компенсировать тренировочные перегрузки.

Я был очень удивлён, когда узнал, что интенсивная тренировка оказывает стрессовое влияние на печень сопоставимое в перееданием.

Где же выход? Всё генильное — просто: принцип «Нагрузил — расслабь». По моему личному опыту, когда соотношение «силовая тренировка :: растяжка/цигун» = 1 к 1 или 3 к 2, я чувствую себя превосходно. В минутном выражении это выглядит примерно так:

  1. разминка — 15-20 минут
  2. силовая тренировка — 60 минут
  3. комбинированная тренировка (ударно-бросковая) — 30 минут
  4. растяжка (цигун) — 30 минут
  5. массаж / здоровый сон

И печень здорова, и связки эластичны.

liver_and_ligaments

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №007. Селезёнка и Намерение: споём или подумаем?

spleen_intention_1

Как я уже отмечал ранее, древние китайцы не разделяли Селезёнку и Поджелудочную железу по функциям (поджелудочная железа описывалась как жир вокруг селезёнки). Для них Селезёнка и Поджелудочная железа представляли единый функциональный комплекс. Поэтому, говоря о влиянии тех или иных факторов на Селезёнку, довольно трудно отделить воздействие на Селезёнку от воздействия на Поджелудочную железу.

По представлениям китайцев Селезёнка связана с Намерением «И» [yì]  = «мысль; идея; желание; намерение;  думать; предполагать». Джованни Мачоча трактует «И» как «Интеллект», но такой перевод возможен лишь как совокупное описание всех вышеперечисленных значений, поскольку для непосредственно Интеллекта у китайцев есть отдельный иероглиф «Ли» 理    [lǐ]    = «разум, рассудок, интеллект; разумный, рациональный, логичный; разумно».

spleen_intention_2

Так за что же отвечает Селезёнка в психической сфере? Имея дело с китайским мировоззрением и иероглифами, очень важно давать канву значений, из которых складывает неповторимая картина явления.

Исходя из семантики «И» [yì], Селезёнка отвечает за:

  • мышление,
  • желания,
  • намерения,
  • умение предполагать,
  • способность порождать идеи.

spleen_intention_3

В свою очередь на Селезёнку негативно влияют (повреждают):

  • чрезмерная задумчивость
  • избыток намерений
  • погружение в желания
  • повышенная тревожность, проистекающая из различных источников

spleen_intention_4

Кроме того следует помнить, что звук Селезёнки — пение. Причём певучий голос может быть признаком патологии Селезёнки. С другой стороны, пение можно использовать как гармонизатор Селезёнки:

  • пение рассеивает внимание
  • устраняет чрезмерную задумчивость
  • через проговаривание (озвучивание) желаний напевом, человек имеет возможность услышать их и переосмыслить
  • снижает уровень тревожности, благодаря сочетанию многих положительных факторов в процессе пения с точки зрения анатомии и физиологии (ритмичное дыхание, вибрация, насыщение крови кислородом)

spleen_intention_5

Но, как и во всём, следует соблюдать меру: подумали. придумали, попели, отдохнули. И будет вашей Селезёнке счастье!

spleen_intention_6

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №008. Долгий отдых — злейший враг

blood_chi_1

Кто не мечтает об отдыхе? О заслуженном и не очень, о ежедневном — после работы, о недельном — на выходных, о ежегодном — где-то в милом сердцу месте. Но всегда ли отдых принесёт пользу и восстановление сил? оказывается, что нет.

Есть китайское выражение «Кровь — мать Ци, Ци — командующий Крови». Как это понимать? Из движения Крови (как системы) порождается жизненная сила Ци. В свою очередь жизненная сила Ци управляет движением Крови. Перефразировав получаем: «Ци слабеет без движения Крови, Кровь не движется со слабой Ци».

blood_chi_2

Представим себе ситуацию: вы устали на работе, пришли домой и упали на диван. Если вы проведёте в обнимку с телевизором вечер горизонтально, вы усугубите усталость и нарушение обменных процессов. Куда результативнее была бы лёгкая тренировка любого рода, в последующей прогулкой, душем, массажем и полноценным сном.

Почему так? рассмотрим отдых перед телевизором. У вас усталость, стресс, обменные процессы нарушены, масса спазмов в мышцах, застой Крови и жидкости. Вы ложитесь и замираете. Что в итоге? Застой только усиливается. Если есть застой, Кровь не движется, а Ци не восстанавливается (не накапливается). Единственное оправданное неподвижное положение — во время сна.

И другая ситуация: вы идёте в зал (уже движение жидкости через мышцы), дышите свежим воздухом (Лёгкие насыщают Ци), тренируетесь (сбрасываете психологический стресс, улучшаете кровообращение, снимаете зажимы), идёте домой (снова движение), принимаете ванну или душ (ещё плюс к психологическому комфорту), получаете массаж (устранение остатков спазмов) и спокойно засыпаете.

blood_chi_3

Ситуация с отпуском будет такая же: умеренное движение и активность принесут намного больше пользы и поспособствуют восстановления сил, чем пассивный отдых на пляжном лежбище.

blood_chi_4

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]
Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №009. Цзин: «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»

jīng_meaning_2

Одной из наиболее значимых тем в китайском мировоззрении, имеющей непосредственный выход на на медицину и самосовершенствование, является взаимодействие трёх базовых квинтэссенций: цзин, ци и шэнь. Поскольку Цзин (精 jīng) считается основой человеческой жизни, с неё мы и начнём путешествие в миропонимание китайца.

Как мы уже делали с Инь и Ян, взглянем на иероглифическое выражение китайской мысли: иероглиф Цзин jīng состоит из трёх ключей-радикалов:

  • = mǐ = ми = рис; очищенное зерно;
  • 生= shēng = шэн = рождаться; сырой;
  • 月= yuè = юэ = луна; женская сила инь

jīng_meaning_3

Их сочетание даёт определённую свободу трактовки, одним из вариантов которой может быть:

  • 米= mǐ = очищенное зерно
  • 生= shēng = рождаться
  • 月= yuè = женская сила инь

++= + shēng + yuè = «очищенное зерно, рождённое женской силой инь»

jīng_meaning_4

Как мы видим, перевод с китайского в некоторых случаях противопоказан: правомерно дать широкое толкование термина и внести его в русский язык неизменноЦзин jīng это именно «Цзин», а не что-то иное. Так у иероглифа Цзин есть ряд основных значений:

  • эссенция; экстракт;
  • квинтэссенция, сущность; тайный (сокровенный) смысл;
  • семя; сперма;
  • дух, душа; энергия; эссенциальная субстанция; (духовные) силы;
  • привидение; оборотень; призрак.

jīng_meaning_5

Для китайского мировоззрения они одновременно присутствуют в иероглифе как пространство вариантов толкования или многомерная картина, и,  в зависимости от ситуации, ум китайца выбирает те значения, которые наибольшим образом соответствуют ситуации и контексту.

Среди мыслителей Китая нет единства в толковании Цзин:

  • Согласно «Дао дэ цзин»Цзин jīng является всепроникающей сущность Вселенной.
  • Согласно  «Гуань-цзы»Цзин jīng является порождающим началом всех вещей, обеспечивающим и жизнь, и духовную активность.
  • Согласно «Хуайнань-цзы»Цзин jīng присуще только человеку и занимает срединное положение между Шэнь и Ци.

jīng_meaning_6

Для нас наибольший интерес представляет антропология  Цзин jīng применительно к китайской медицине:

  • Цзин jīng — тончайшая субстанция человеческого тела, относящаяся ко всем органам тела, в узком смысле — относится к органам размножения;
  • Цзин jīng обеспечивает рост, развитие и размножение человека,
  • Цзин jīng поддерживает ци почек, вместе с жизненной ци защищает организм от проникновения патогенных факторов и воздействия патогенной ци.

jīng_meaning_7

Это лишь мала толика того, что приоткроет нам понимание Цзин jīng. Но об этом мы поговорим в другой раз.

 

[/wptabcontent]
[wptabtitle]
Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга[/wptabtitle]
[wptabcontent]

 

Заметка №010. Китайское дерево «Шиа Дичжи»: 12 земных ветвей суточного круга

12_branches_2

Каждый великий народ создаёт свою систему летоисчисления, своё представление о делении суток на временные отрезки, свой годовой круг и массу других числовых и не только понятий, описывающих реальность вокруг. Одной из таких систем для китайцев является деление на «10 небесных стволов» («Ши Тянь Гань» 十天干 shi tian gan) и «12 земных ветвей»Шиа Дичжи» 十二地支shí’èr dìzhī ). 10 стволов соответствуют десятиричному циклу, в то время как 12 ветвей — двенадцатиричному циклу.

И те, и другие являются понятийными (системными) операторами в семействе наук классической китайской метафизики. Иными словами, не имея представления об их сущности, практически невозможно понять, о чём идёт речь, когда, например, говорят о «Небесном Круге Маю-Ю», как одном из чудесных меридианов (девятом чудесном сосуде). Но стоит взглянуть на китайское написание этого круга — 卯酉mǎoyǒu — как становится понятно, что он активен в 卯时 mǎoshí (время от 5:00 до 7:00) и в 酉时 yǒushí (время с 17:00 до 19:00 часов вечера).

Поэтому знание как «10 небесных стволов» («Ши Тянь Гань» 十天干 shi tian gan), так и «12 земных ветвей»Шиа Дичжи» 十二地支shí’èr dìzhī ) является жизненно необходимым каждому, изучающему любую сферу китайского макрокосмоса.

«Шиа Дичжи» 十二地支 [shí’èrdìzhī] «12 земных ветвей»

Иероглиф

Пиньин

Русский язык

Время

Порядок

5 стихий

(У-Син)

Животное

[zǐ]

Цзы

23:00 — 1:00

1-й

Вода

鼠 Мышь

[chǒu]

Чоу

1:00 — 3:00

2-й

Земля

牛 Корова

[yín]

Инь

3:00 — 5:00

3-й

Дерево

虎 Тигр

[mǎo]

Мао

5:00 — 7:00

4-й

Дерево

兔 Заяц

[chén]

Чень

7:00 — 9:00

5-й

Земля

龍 Дракон

[sì]

Сы

9:00 — 11:00

6-й

Огонь

蛇 Змея

[wǔ]

У

11:00 — 13:00

7-й

Огонь

馬 Конь

[wèi]

Вэй

13:00 — 15:00

8-й

Земля

羊 Овца

[shēn]

Шэнь

15:00 — 17:00

9-й

Металл

猴 Обезьяна

[yǒu]

Ю (Йоу)

17:00 — 19:00

10-й

Металл

鷄 Петух

[qū; xū]

Сю

19:00 — 21:00

11-й

Земля

狗 Собака

[hài]

Хай

21:00 — 23:00

12-й

Вода

猪 Свинья

12_branches

 

[/wptabcontent]
[/wptabs]

bamboo11

 Даосская китайская медицина. 10. Вопросы и заметки